Складывается ощущение, что Украина находится под экономическими санкциями ряда глобальных компаний, таких как Apple, PayPal, Facebook и т.д. Косвенно это подтверждается, к примеру, невозмутимым молчанием PayPal, который много лет игнорирует нашу страну, работая в обе стороны в куда более проблемных регионах. У нас же PayPal работает только в одну сторону, позволяя украинским пользователям отправку валютных средств, но не прием.
Многие помнят историю с блокировкой ряда счетов PayPal, которые были созданы с целью сбора средств для украинской армии. Назвали причину – финансирование терроризма. И даже после проверок авторитетных аудиторов, в ходе которых выяснилось, что средства идут на лекарственные препараты для солдат АТО, а уровень доказательств финансирования терроризма и/или других видов преступной деятельности нулевой – счета все равно заблокированы.
Еще одна история недавно произошла с киевлянином Андреем Хоменко, который вместе с американским другом организовал сбор пожертвований в Facebook для лечения своей дочери от костного туберкулеза. Facebook внезапно заблокировал страницу приема пожертвований и сообщил, что фандрейзинг невозможен в странах, которые попадают под санкции США.
Украина находится под санкциями США?
Скажете, все гораздо банальней: санкции мы наложили себе сами, имея на голове такой Нацбанк и такое правительство. Но ведь НБУ на протяжении последних трех лет действительно осуществил ряд каких-то шагов для доступа украинцев к услугам международных систем электронных денег.
Это, конечно, смехотворный мизер: гора родила какую-то жалкую мишь. Но, честно говоря, я слабо верю в то, что в причинах многочисленных отказов того же PayPal за последние годы виноват только Нацбанк.
Очевидно, что огромная вина также лежит на нашем циничном и жлобском правительстве, в парадигме которого лежит абсолютно наплевательское отношение к подобным проблем общества. «Вам нужен PayPal? Ага, щас. А шо еще вам нужно? Чем помочь?».
Но и они, несмотря на такой подход, хотели бы затащить к нам Apple. И PayPal. И открыть полноценное представительство Facebook. И R&D, и центр Google. И 100 кофеен Starbucks.
И еще построить 10 заводов глобальных автодилеров. Ленточку перерезать, ручки под камеры пожать и авторитетно рассказать про инновации.
Возможно, реальная причина, из-за которой мы заслуживаем подобное отношение – это негативная репутация Украины в сферах онлайн-платежей и киберпреступности?
Этого у нас хоть отбавляй – IТ-шников сотни тысяч. И ни для кого не секрет, что в связи с неработающими судами (при наличии мало-мальски вменяемых законов), в Украине полно киберпреступников.
Но также их полно, к примеру, и в Индии, где есть PayPal.
Может, это все олигархи и перевернутые понятия в конкуренции? Половина украинских банковских карт не принимается на Amazon и Ebay. Огромная часть наших смартфонов и остальной техники завозится по-серому и не поддерживается официально.
Гарантию купленного компьютера обеспечивает не Apple или Lenovo, а какая-нибудь Глыба Татьяна Васильевна, потому что на ее имя выписан товарный чек. Единицы международных онлайн-магазинов делают доставку в Украину – в остальных случаях нужно прибегать к помощи посредников. Кругом сплошные подпорки и костыли. Весь ритейл пронизан серыми челночными схемами.
Ищу ответ на этот вопрос. Потому что война – не причина. Глобальные компании уже давно научились жить в форс-мажорных условиях, разработав тысячи сценариев реакции на террористические угрозы и военные действия. Взгляните на тот же Израиль.
Возможно, настоящую причину в свое время хорошо объяснил один из топов IKEA, после неудачной попытки зайти к нам на рынок: у их компании нет денег на взятки.
Кстати, так IKEA к нам заходит или нет?
Илья Кенигштейн / Facebook