За трое суток, прошедших после массированного ракетного удара по сирийскому диктатору Башару Асаду, появилась огромная куча комментариев и оценок этого нерядового события. Конечно, при таком их количестве единой общей оценки быть не может. Однако, по нашему мнению, главный вывод, который по значимости перекрывает все остальные вместе взятые, заключается вот в чем, пишет Юрий Сандул для Укринформа.
Россия обещала защитить Сирию от ракетного удара США и их союзников. Причем, обещала, как говорится, по максимальному варианту, то есть сбивать не только ракеты, но и ударить по носителям этих ракет – кораблям и самолетам. Такое заявлял не кто-нибудь, а начальник генерального штаба российский вооруженных сил генерал Герасимов (не говоря о других «спикерах», как-то посол России в Ливане).
Россия солгала. Американцы, британцы и французы ударили по Сирии (105 ракет), а россияне промолчали. Не число ракет, не масштабы разрушений, не материальные потери Асада, а именно это: «обещали и не сделали» – главный итог того, что произошло в ночь на 14 апреля.
Безразлично, что американцы сделали россиянам скидки, чтобы те «сохранили лицо» – сообщили о времени и конкретных целях ударов, не трогали российские базы Тартус и Хмеймим, позволили фактически спрятать на российских базах боевые самолеты и другую технику армии Асада и т.п. Вообще, ради избежания прямого столкновения с Россией США, Франция и Великобритания пошли на определенный «договорняк» с Кремлем. Это очевидно, как и то, что со стороны России этот «договорняк» был явно вынужденный. Он не был, так сказать, взаимно выгодным. Однако в большой политике, как ни странно, все эти вещи не важны жизненно, они какие-то виртуальные, если можно так выразиться. О них чуть раньше или чуть позже забудут, а навсегда останется только то, что Россия обещала защитить союзника и не защитила. То есть, Россия – в этом конкретном случае проиграла, и это то, в чем нет никакого сомнения.
Остается оценить размер, цену и дальнейшие последствия российского поражения. Здесь безграничное поле для геополитических соображений, фантазий, версий и, прогнозов. Не каждый день мировая ядерная держава получает по морде. Такие случаи в мировой истории можно по пальцам одной руки пересчитать (к примеру, Вьетнам или Афганистан).
Нам бы уже давно пора смириться с тем, что такой монстр как Россия будет падать долго и мучительно, причем мучительно – это не только для нее. К сожалению, вариант бурного развития событий в смысле прямого масштабного столкновения армий США и России – худшее, что может произойти. Речь идет не о том, кто выиграет в таком столкновении (мы уже сейчас знаем, что мощь российской военной машины очевидно уступает американской). А в том, что тогда слишком вероятно применение ядерного оружия, а о последствиях этого даже фантазировать не хочется.
Так что выбора на самом деле нет, остается только путь постепенного, от поражения к поражению, «ювелирного» обуздания агрессора. Чтобы у него не возникло непреодолимого желания нажать «красную кнопку».
Есть ли у Запада четкая и единая стратегия такого пути? Видимо, сказать «четкая и единая» – было бы явным преувеличением. За четыре года, как Россия совершила открытую военную агрессию против Украины и с тех пор, как появились первые антироссийские санкции Запада, мы не раз видели очевидную непоследовательность, несогласованность, половинчатость действий Запада. До «ювелирной» политики еще ой как далеко. Никто на Западе не хочет воевать ни ядерным, ни обычным оружием. Тем более, когда речь идет о далеких от Запада странах как Сирия или даже Украина. Однако несомненно и то, что ситуация меняется: упомянутая стратегия в общих чертах уже просматривается, ее становление уже приобрело необратимый характер. Агрессивное поведение Кремля даже миролюбивому Западу не оставляет выбора. Поэтому перечень российских поражений только начинается…