п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Рассадник «русского мира»: Когда закроют офис ФСБ в центре Киева Россотрудничество продолжает свою «мышебратскую» деятельность в Украине, как ни в чем не бывало

Разрыв отдельных положений договора о дружбе с Россией открывает перед Украиной возможность перехода в широкое контрнаступление на позиции всего квазигуманитарного «мышебратства» – ключевого элемента путинской концепции неоимперской победы над украинцами, пишет Олег Полищук для Деловой столицы.

Лучше поздно, чем никогда. Такая древнеримская сентенция первой приходит на ум после заявления Петра Порошенко о его планах внести в Верховную Раду законопроект об одностороннем прекращении действия отдельных положений договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией. Действительно, данный международный документ со всеми его формулировками о стратегическом партнерстве и сотрудничестве во всевозможных сферах, в том числе и оборонной, выглядит на пятом году нашей войны против российского агрессора уж совсем абсурдно. При этом договор является, по сути, рамочным, то есть от него изначально пляшет как вся «дружба», так и все «сотрудничество».

Правда, окончательно и бесповоротно выкидывать его в мусорное ведро украинская власть не станет. «Почему нельзя отменять этот договор, а мы только приостанавливаем действие отдельных статей? Потому что есть важные для Украины положения, в которых стороны, я цитирую, «уважают территориальную целостность друг друга, стороны подтверждают нерушимость существующих между ними границ», – объяснил официальную позицию государства Порошенко.

Тут речь идет о том, что Киев оставляет для себя возможность оспорить на международном уровне нарушение принципов всего данного договора со стороны Москвы, которая аннексировала украинский Крым и осуществила вооруженное вторжение в отдельные районы украинского Донбасса. Впрочем, это – сохранение определенных дипломатических опций на будущее.

В настоящем же разрыв отдельных положений договора о дружбе с Россией, на действие которого та постоянно ссылается, открывает перед Украиной возможность перехода в широкое контрнаступление на позиции всего квазигуманитарного «мышебратства» – ключевого элемента путинской концепции неоимперской победы над украинцами во славу «русского мира». И, прежде всего, позволяет срубить на корню один такой щупалец – украинский филиал Федерального агентства России по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Или, как называют сокращенно этот государственный орган, подведомственный МИД РФ, – Россотрудничество. В принципе, это следовало сделать уже давно, хотя бы даже как месть на разгром украинской библиотеки в Москве. Месть, конечно, блюдо, которое подают холодным, но отнюдь не замороженным.

Ни для кого в мире не секрет, что данное агентство, имеющее разветвленную сеть из 96 представительств в 81 стране, занимается не столько культурными и научными связями России за рубежом, сколько является мощным и дорогостоящим средством пропаганды и информационного влияния стратегического уровня. Даже официально главное направление его деятельности – «содействие распространению за рубежом объективного представления о современной России». В чем заключается такая «объективность», для всех также общеизвестно. Например, не зря еще прошлой осенью Европарламент принял специальную резолюцию под названием «Стратегические коммуникации ЕС как противодействие пропаганде третьих сторон», в которой среди основных информационных угроз Евросоюзу и его партнерам в Восточной Европе перечислены не только информагентство Sputnik, телеканал Russia Today и фонд «Русский мир», но и Россотрудничество со всеми его «Российскими центрами науки и культуры» (РЦНК).

В своем нынешнем виде федерального агентства в подчинении МИД оно появилось указом тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева в сентябре 2008 г. – сразу после успешного военного вторжения России в Грузию. Но при этом считает себя правопреемником не только Росзарубежцентра во главе с первой женщиной в космосе Валентиной Терешковой, но и Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами времен СССР. Все эти органы всегда использовались для обеспечения своей легальной деятельности за границей сначала КГБ, а теперь его наследниками из ФСБ. Кстати, во время недавней громкой высылки из США российских дипломатов-шпионов среди вынужденно отбывающих на родные просторы оказался Олег Жиганов – глава американского представительства Россотрудничества и РЦНК в Вашингтоне.

Зато его украинский коллега Константин Воробьев, возглавляющий РЦНК в Киеве, такой участи избежал. Впрочем, ему довелось долго прощаться в аэропорту «Жуляны» с высланным официальным советником российского посольства Владимиром Небиваевым, являющимся в реальности представителем Службы внешней разведки России. Также Воробьев лишился в Украине не только непосредственного шефа, но и своей одесской подчиненной – в связи с «делом Скрипаля» нашу страну навсегда покинула руководитель представительства Россотрудничества в Одессе Ирина Царева, чьи прямые связи с российскими спецслужбами доказаны СБУ. Хотя ведомство Василия Грицака в той или иной мере связывает с ФСБ и практически всех сотрудников киевского РЦНК, расположенного в самом центре столицы на Подоле, и многих его посетителей. Поэтому мнение СБУ в отношении украинского филиала Россотрудничества давно известно — однозначно закрыть.

Тем более что данное официальное представительство «русского мира» в Украине продолжает свою «мышебратскую» деятельность, как ни в чем не бывало. Лишь за последний год оно отметилось попаданием в целый ряд скандалов – то проводило «тотальный диктант по русскому языку», то отправляло украинских школьников в Москву и Санкт-Петербург для участия в учебно-образовательной программе «Здравствуй, Россия», то вывозило молодых художников из Украины в Новгород на «пленэры, творческие встречи и дискуссии». Чем чревата такая обработка незрелых умов, становится понятно по неоднократным фактам нынешнего пребывания в рядах российских террористов на Донбассе тех, кто в свою бытность подростком активно «сотрудничал» именно с Россотрудничеством.

Вполне ожидаемо, что киевский офис РЦНК на Подоле за последние годы был многократно подвержен нападениям со стороны украинских праворадикалов. И всякий раз такое событие с его забрасыванием файерами и дымовыми шашками, антироссийскими росписями на стенах или битьем стекол смаковалось российскими СМИ долго и нудно под соусом «бесчинств в Киеве неонацистских молодчиков». Таким образом, в случае реального прекращения работы украинского филиала Россотрудничества одна из «съемочных площадок» для кремлевских пропагандистов канет в Лету сама собой. А одновременно будет снят целый массив претензий части украинского общества к власти по линии реального противодействия проискам «русского мира» внутри страны.

Уже который месяц в парламенте пылится законопроект о денонсации соглашения 20-летней давности между украинским Кабмином и российским правительством об основании и условиях деятельности информационно-культурных центров. Авторами совместной инициативы выступили нардепы из БПП, «Народного фронта» и «Самопомочі», следовательно, с ее принятием вряд ли возникнут какие-либо проблемы. А постоянно откладывалось данное решение лишь по причине ожидаемого ответа со стороны Кремля – угрозы закрытия Культурного центра Украины имени Михаила Грушевского на московском Арбате. Между прочим, о таких зеркальных действиях в случае прекращения работы в Киеве РЦНК буквально на этой неделе заявила в интервью ТАСС глава Россотрудничества Элеонора Митрофанова.

И это притом что полноценная деятельность украинского центра в Москве постоянно блокируется не один год, в нем время от времени проводятся обыски, а эпизодические культурные мероприятия настолько малочисленны и «шароварны», что лучше б их не было вовсе. Одним словом, овчинка выделки явно не стоит. В то же время любую атаку на Культурный центр Украины на Арбате можно трактовать и как попрание права собственности со стороны московских властей. Ведь, в отличие от киевского РЦНК, помещение для которого на Подоле Россотрудничество просто арендует, собственником арбатского особняка является украинское государство.



Поділіться цим