п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Олег Жданов: Ядерное оружие в Украине – нет ничего невозможного Украине достаточно построить обогатительную фабрику и можно спокойно возобновить ракетные войска

Если бы Украина осталась в клубе ядерных держав и сохранила бы хотя бы частично ядерное оружие, то и отношение к нам было бы совсем другим. Страна, обладающая ядерным оружием, имеет совсем другой статус на международной политической арене.

Но вопрос не столько в ядерном статусе, сколько в государственных деятелях, которые формулируют как внутреннюю, так и внешнюю политику страны. Наша независимость оказалась двойственной, потому что мы зависли между Западом и Востоком. А как самостоятельное государство мы не выдвинули ни своей национальной идеи, ни своей инновации в плане экономического, военного и политического развития страны.

С одной стороны это был бы фактор, который позволил бы нам остаться в другом статусе на международной арене, а с другой стороны это мог бы быть фактор, который наоборот усугубил бы ситуацию. На нас могли бы оказывать давление в плане содержания ядерного оружия и предоставление гарантий его безопасности.

Но тут есть еще один вопрос – смогла бы наша экономика на тот момент потянуть содержание ядерного потенциала?

Оперативно-тактическое и тактическое вооружение мы смогли бы потянуть. Наша ракетная дивизия в составе Вооруженных сил Украины сохранялась вплоть до 2005-го года, пока ее не расформировали. То есть, мы могли обладать оперативно-техническим оружием и содержать его. Это не требовало особых затрат и в принципе укладывалось в наш военный бюджет.

Что касается стратегического вооружения, это пусковые установки дальнего действия и другие пусковые установки – это очень дорогое удовольствие. Их содержание, обеспечение и организация боевого дежурства на больших комплексах – да, это большие затраты. На много больше, чем выделялось у нас на оборону.

Можем ли мы возобновить наш ядерный потенциал сейчас? Нет ничего невозможного! Тем более, что мы страна в плане ресурсов и экономики, довольно уникальная. Это позволяет нам организовать замкнутый цикл на территории нашей страны без внешних источников. У нас есть плутоний, есть полный цикл ракетного производства, конструкторские бюро ракетостроения. Нам достаточно построить обогатительную фабрику, и мы можем спокойно возобновить ракетные войска. Имея столько ядерных реакторов – не проблема один из них переориентировать. Почему закрыли Чернобыльскую станцию? Потому что одна из ее главных задач состояла в производстве оружейного плутония из обогащенного урана. На выходе реакторы выдавали 238-й плутоний. Но Европа настояла, чтобы их закрыли, хотя первый и второй реактор прекрасно работали, никаких аварий не было и можно было и дальше эксплуатировать эту станцию.

Как компенсация за закрытие реакторов на Чернобыльской электростанции нам обещали достроить Хмельницкую и Ровенскую АЭС. Ну, достроили по одному – вместо трех два.

Поэтому если задаться целью возобновить ядерный потенциал, то в принципе при современных технологиях и при нормальном финансировании, можно создать полный цикл производства как ядерного вооружения, так и ракетного.

Правда, никто в мире сейчас не разрешит нам легально и открыто создавать ядерное вооружение и потенциально становиться еще одним членом ядерного клуба. Хотя Израиль, за счет удаленности и грифа секретности, разработал, поставил в строй, а потом объявил на весь мир, что да, они являются обладателями ядерного оружия.

И ничего не случилось.


Олег Жданов / Обозреватель
Поділіться цим