Несостоявшийся украинский Пиночет Надежда Савченко, хоть и проживает уже три недели в местах не столь отдаленных, но не забывает регулярно напоминать украинцам о себе. То объявит голодовку, то в длинном письме из камеры напишет, как обустроить Украину, то гранаты к Пасхе распишет… В общем, продолжает даже за решеткой и без миномета оставаться неким раздражителем общественного спокойствия. Сегодня в этом Надежде немного подсобили следователи СБУ, устроившие в рамках расследования ее террористического дела обыски в квартире Героя Украины и офисе партии ее имени, пишет Виталий Дяченко для Деловой столицы.
И хотя сами следователи не слишком афишировали этот этап следственных действий, защитники и пресс-служба Савченко с самого утра разнесли новость об обысках по СМИ, с комментариями в агитационном духе. Дескать, «завтра, украинец, придут и к тебе» или «нечего пришить так можно что-то подкинуть». Параллельно адвокаты поведали и о голодных буднях Надежды в СИЗО. Мол, похудела пленница уже на 11 кг, весит уже 70, но, несмотря на это, держится молодцом и чувствует себя бодро. Так что ресурсов, чтобы продолжать голодовку, у нардепа еще достаточно много.
Однако вернемся к обыскам. Как сообщила мать Савченко, следователи «перевернули в доме каждый сантиметр», искали даже на кухне и на балконе. В результате изъяли наградной пистолет с патронами и компьютер. В общем, ничего особенного. Адвокаты тут же назвали обыски «бессмысленными следственными действиями» и попыткой оказать психологическое воздействие на их подзащитную. И, нужно признать, некая логика в этих словах есть. Не в той части, где про психологическое воздействие, вся Украина уже давно убедилась, что психика Надежды Викторовны штука достаточно специфическая, пытаться надавить на которую – дело практически безнадежное. Что же касается бессмысленности, то тут трудно возразить.
Савченко, напомним, подозревают в подготовке террористического акта с использованием тяжелого вооружения, а депутатская неприкосновенность с нее была снята еще 22 марта. Простая логика подсказывает, что следователи с ордером на обыск должны были стоять под дверями квартиры и офиса Савченко через считанные минуты после голосования за снятие неприкосновенности, дело ведь нешуточное, обвинения серьезнейшие и неизвестно какой арсенал может лежать в жилище нардепа. Проверка жилья потенциального террориста – вещь строго обязательная, хотя в случае с Савченко особенно надеяться найти что-либо криминальное, наверное, не стоило и в марте. Ведь пока дело дошло до голосования в парламенте у Савченко, ее родственников и соратников было достаточно времени, чтобы выбросить или надежно спрятать любые улики, равно как и не должно было быть сомнений в том, что неприкосновенность будет снята. Ну а за три недели, что прошли от задержания до обыска, можно было утилизировать, хоть тонну кокаина, если бы таковая где-то лежала у Савченко под матрасом.
Почему же СБУ так долго возилась с достаточно формальной следственной процедурой? Либо это традиционное украинское головотяпство и бюрократизм, что в делах о терроризме категорически недопустимо, либо сознательное затягивание расследования. В первом случае Василию Грицаку как главе СБУ следовало бы серьезно задуматься о качестве работающих в его ведомстве кадров с соответствующими кадровыми или дисциплинарными выводами.
Если же верен второй вариант, то мы можем лишь догадываться, кому и зачем нужно тянуть расследование резонансного дела. Например, можно предположить, что судебный процесс по «делу Савченко» хотят подвести к решающему периоду президентской избирательной кампании 2019 г. Тогда, с одной стороны, Савченко получит трибуну всеукраинского масштаба, с которой сможет критиковать власть до полного удовольствия. Но не нужно забывать, что эта критика будет достаточно специфической, ввиду особенностей психики и интеллекта Надежды Викторовны.
К тому же Савченко уже давно дискредитировала себя безумными прожектами по достижению мира, переговорами с главарями ОРДЛО, связями с Виктором Медведчуком, ну и записями СБУ с разговорами о гранатах и минометах. Так что, все сказанное Савченко против Порошенко в суде, может сыграть тому в плюс. Также не нужно забывать, кто именно привел Савченко в украинскую политику, и при правильной расстановке акцентов суд над Савченко может оказаться мероприятием по дискредитации главного конкурента Порошенко на выборах — Юлии Тимошенко, что также на руку власти.
Но возможно, что все совсем наоборот. Дело Савченко затягивают, чтобы минимизировать медийный эффект от пламенных, пусть и не всегда осмысленных, речей Надежды Викторовны. Если следствие ни шатко ни валко затянется на месяцы, а то и годы, склонные к забывчивости украинцы окончательно потеряют к бывшей пленнице Путина интерес, и их мысли будут поглощены чем-нибудь новым и свежим. И тогда можно будет суд по «делу Савченко» провести без лишних шума и пыли в закрытом режиме, минимизируя все возможные имиджевые риски.