понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Безопасность по версии Порошенко: Как в Украине расширяют власть президента Что меняет закон «О национальной безопасности» и почему он вызвал столько критики

Верховная Рада приняла в первом чтении президентский законопроект «О национальной безопасности». Документ закрепляет курс Украины на интеграцию в НАТО и при этом несколько расширяет полномочия президента. Спорные пункты, которых в проекте закона оказалось немало, депутаты обещали исправить ко второму чтению. Что же меняет документ и почему он вызвал столько критики, пишет Юлия Забелина для Апострофа.

Что меняется

Законопроект №8068 «О национальной безопасности Украины», внесенный президентом, Верховная Рада приняла за основу 265 голосами народных депутатов на прошлой неделе. Представлять документ от имени Петра Порошенко в парламент пришел секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов. С трибуны ВРУ он отметил, что этот законопроект был разработан в тесном сотрудничестве со специалистами НАТО, ЕС и США.

«Его принятие должно стать значительным шагом на пути внедрения стандартов Североатлантического альянса в Украине, – сказал Турчинов, подчеркнув, что законопроект – рамочный. – Скоротечность ситуации с безопасностью делает невозможным и нецелесообразным определение на законодательном уровне детального перечня угроз национальной безопасности. Именно потому этот законопроект предусматривает, что такие угрозы будут определены стратегией национальной безопасности Украины, а также отраслевыми стратегиями».

Законопроектом предлагают закрепить, что объем расходов на финансирование сектора безопасности и обороны Украины должен составлять не менее 5% ВВП, из которых не менее 3% должны идти на силы обороны.

Пожалуй, одна из основных новаций – положение о назначении с 2019 года гражданского министра обороны и его заместителей. Отметим, что это один из стандартов НАТО, а Украина поставила себе цель прийти к таким стандартам до 2020 года.

«Министры [обороны] во всех странах НАТО гражданские и выполняют функции скорее политические. Нигде министры обороны не командуют вооруженными силами, задача министров в развитых странах – это бюджеты, гражданский контроль, контроль за бюджетными финансами и определение военной политики. Военными задачами занимается командующий Вооруженных сил Украины», – пояснил военный эксперт Олег Стариков.

Также в законопроекте предлагается с 2021 года разделить должности главнокомандующего ВСУ и начальника Генерального штаба. Сейчас оба поста занимает Виктор Муженко.

Кроме того, законом предусмотрено введение парламентского контроля за деятельностью Службы безопасности Украины. Именно этот момент стал одним из проблемных при рассмотрении законопроекта в парламентском комитете по вопросам национальной безопасности и обороны. В изначальной версии документа пункта о парламентском контроле над СБУ не было вообще, а это также было одним из основных требований представителей НАТО и ЕС. Именно к деятельности этой службы у западных партнеров очень много вопросов. Согласно действующему закону «О Службе безопасности Украины», ведомство подотчетно парламенту и президенту, но эта подотчетность носит скорее формальный характер.

Представители НАТО, ЕС и США даже направили на имя президента письмо (его опубликовала в своем Facebook нардеп Светлана Залищук), в котором напомнили, что подотчетность Службы безопасности народным депутатам – одно из фундаментальных требований для сближения с НАТО.

В ответ на критику международных партнеров на последнем заседании профильного комитета было решено, что правку о контроле над СБУ «с голоса» Александра Турчинова включат в документ во время рассмотрения в сессионном зале. Однако эта правка стала скорее формальностью, на которую согласились ради удовлетворения требований Запада, и она, скорее всего, не особо поспособствует прозрачности работы СБУ.

Еще один важный момент, на котором настаивали западные партнеры, – это усиление общественного контроля над сектором обороны и безопасности, особенно в сфере военных закупок. Однако в тексте законопроекта этот пункт прописан общими фразами и по сути не вносит никаких изменений, ведь по действующему закону «О демократическом гражданском контроле над военной организацией и правоохранительными органами государства» и так предусмотрен общественный контроль за сектором безопасности и обороны.

«Остается так, как есть, сейчас общественность тоже может контролировать закупки в оборонном секторе, так будет и дальше. Этот момент новым законом никак не расширен», – подтвердил один из членов профильного комитета.

Новые полномочия президента

Зато несколько расширены в документе полномочия президента. «В этом законе то, что было де-факто, просто станет де-юре, но большую власть действительно отдали верховному главнокомандующему, то есть президенту, – отмечает эксперт Олег Стариков. – Система управления сектором обороны другая в демократических странах. Там нет такого понятия, как ставка главнокомандующего, там есть, например, комитеты начальников штабов, там гражданские лица не вмешиваются в действия военных, то есть высшее руководство принимает решение и ставит задачи военным. А у нас получается, что выстроили вертикаль главнокомандующий – президент – гражданское лицо, командующий ВСУ – военное лицо, поэтому народные депутаты правы, когда говорят, что большая концентрация власти сосредоточена в руках президента страны. Но в настоящее время вся военная система у нас так и построена, потому надо менять систему. Когда мы перейдем на стандарты НАТО, все устаканится».

Вызвал критику законопроект и внутри парламента. В частности, свои претензии высказывала фракция «Самопомич». Представители этой политсилы разработали альтернативный законопроект 8068-1, и накануне голосования части из него планировали включить в президентский проект. Однако позже в Администрации президента, видимо, передумали.

«Им невыгодно было использовать наш законопроект. Два года занимались этим законопроектом, а в итоге «замылили» глаза общественности его принятием. Они просто расширили полномочия президента, теперь им будет удобней красть и контролировать всю оборонную систему страны с помощью личности президента», – возмущалась вице-спикер ВРУ Оксана Сыроид, входящая в партию «Самопомич».

Однако еще один парламентарий из оборонного комитета заверил, что «Самопомич» просто решила устроить на этом пиар.

«Мы предлагали включить в этот документ моменты из альтернативного законопроекта «Самопомочи», но они встали в позу и не захотели. Вы же видели их эмоциональные выступления с трибуны? Все можно понять без слов», – заявил собеседник издания.

Сторонники принятия президентского законопроекта на критику реагируют спокойно, уверяя, что все спорные пункты урегулируют ко второму чтению.

«Это как основа для дальнейшего законопроекта. Мы за него проголосовали, но с оговорками, что мы потом включим в него пункт такой-то и такой-то, ко второму чтению мы его доработаем», – комментирует парламентарий.

Однако будут ли учтены все ключевые моменты ко второму чтению, если к первому политики отнеслись достаточно халатно, – еще большой вопрос.



Поділіться цим