Встреча президента Соединенных Штатов с президентами Латвии, Литвы и Эстонии освещается в мировых медиа не столько с точки зрения взаимоотношений США с тремя балтийскими странами, сколько с точки зрения отношения Трампа к России, Китаю или Мексики, пишет Виталий Портников для Эспрессо.
Как это нередко бывает в случаях появления Дональда Трампа перед публикой, американский президент наговорил так много сенсационного и противоречащего друг другу, что журналистам и аналитикам приходится ломать голову: что он на самом деле имел ввиду и имел ли вообще – либо говорил для «красного словца», в своей излюбленной манере ведущего популярного шоу.
И все же самое главное в балтийском саммите – не то, что сказал Трамп. Завтра американский президент скажет или напишет что-то еще и мы вновь будем пытаться понять его. Самое главное – это сама эта встреча. Само приглашение лидеров балтийских стран в Белый дом в сотую годовщину провозглашения независимости Латвии, Литвы и Эстонии.
Когда в 1940 году Советский Союз решил уничтожить эту независимость и аннексировать страны Балтии, Соединенные Штаты этого не признали. И не признавали никогда – несмотря на совместную с СССР войну с Гитлером, несмотря на соглашения в Ялте.
Мало кто знает, что когда Сталин пытался включить в состав ООН не только СССР, УССР и БССР, но и Литовскую ССР – то есть «легитимизировать» советскую Литву – союзники ему в этом отказали. Никакой советской Литвы или Латвии в международном праве так и не возникло.
Балтийские страны оставались на политических картах. Их посольства работали в Вашингтоне. Их паспорта признавались. Для жителей СССР все это могло касаться странным – ведь империя своих территорий не отдаёт, какой в этом смысл?
Однако распад империи начался именно со стремления балтийских народов восстановить свою независимость и покончить с оккупацией. И вот спустя 100 лет после провозглашения этой независимости балтийские страны на карте по-прежнему есть, а их президенты встречаются в Белом доме с президентом Соединенных Штатов.
А Советского Союза – их главного врага – на карте нет и никогда больше не будет. Есть лишь Российская Федерация, которая неуклюже пытается претендовать на роль империи и совершает все советские ошибки.
Именно об этом мы должны помнить, когда обсуждаем судьбу Крыма и Донбасса и слышим – в Украине ли, на Западе – что как решили в Москве, так уже и будет.
История доказывает обратное: решения Кремля, даже прописанные в конституциях и проведённые через «референдумы», ничего не стоят, когда пытаются конкурировать с международным правом и справедливостью.