Министерство иностранных дел Украины подготовило ряд предложений по Договору о дружбе с Россией, среди которых предполагается приостановка соглашения частично или полностью. Об этом сообщила спикер МИД Марьяна Беца. «Это разрешается международным правом и самим договором. То есть можно приостановить полностью или частично, или его денонсировать, – заявила она, добавив, что этим перечнем возможные варианты не исчерпываются: – Мы не приняли какого-либо окончательного решения, потому что окончательное решение принимает президент”.
Также по словам дипломата, цель Украины – постепенный выход из органов СНГ: «Это исчерпавшая себя постсоветская модель. Но мы делаем инвентаризацию также договоров, которые для нас важны. Выход из СНГ не означает автоматически выход из многосторонних сделок. Для нас важны некоторые соглашения».
Конечно, движение МИД в этом направлении хоть и запоздалое, но правильное. В конце концов, раньше или позже нужно было что-то делать. Впрочем, непонятным кажется вот что. Еще два месяца назад первый вице-спикер Рады Ирина Геращенко заявила, что «Большой договор» разрывать нельзя, потому что документ очень нужен Украине для международных судов, ведь он «признает территориальную целостность, суверенитет и уважение к нашим границам в рамках международно признанных границ, а это – Донбасс и Крым». А еще раньше, в начале 2017 года, в интервью бывший замминистра иностранных дел Украины (ныне глава миссии Украины при НАТО) Вадим Пристайко заявил, что Украина готовит иск в Международный суд ООН против России за нарушение этого документа и именно поэтому не нужно останавливать его действие.
Значит, нам кажутся как минимум непонятными, во-первых, нынешняя резкая смена позиции МИД от «категорически нельзя разрывать «дружбу» с РФ» до «предложений приостановить или денонсировать договор», во-вторых, почему именно сейчас заговорили о разрыве договора, неужели раньше было невозможно этого сделать?
Богдан Яременко, политолог, руководитель «Майдана иностранных дел»:
«Сегодня о разрыве так называемого «Большого договора» говорится на уровне предложений. То есть, МИД предлагает президенту возможные сценарии того, как лучше поступить – полностью денонсировать или частично приостановить его действие. Не буду прогнозировать, на каком именно варианте остановится глава государства. Это вопрос политических решений. Но то, что подобные предложения звучат только на пятом году войны, мягко говоря, печально. Это нужно было делать еще в марте 2014 года. Тем не менее, решение хоть и запоздалое, но правильное. Что касается каких-то угроз для Украины из-за разрыва «дружбы» с агрессивным северо-восточным соседом, то их нет. Ведь на момент аннексии Крыма Россией и ее оккупации Донбасса договор действовал. Поэтому любой суд будет рассматривать ситуацию на тот конкретный момент. Далее – так почему же тогда сейчас?
Думаю, что подобными инициативами – реформированием безопасности и обороны ради будущего вступления в НАТО, расторжением договоров с РФ, выходом из СНГ – президент пытается вернуть себе лояльность электората, который когда-то голосовал за него, а также получить дополнительную популярность среди патриотически-настроенного населения – потенциального электората. То, что МИД только сейчас предлагает президенту что-то делать с этим договором, свидетельствует только об одном: аргументы, которыми они оперировали: этого делать нельзя, это повредит нашей государстве в международных судах, – были лживыми и служили, скорее, для прикрытия собственной бездеятельности».
Юрий Георгиевский, доктор юридических наук, председатель Координационного совета ГО «ЭкспертиЗА Реформ»:
«Мы поддерживаем движение МИД в этом направлении. Он хоть и запоздалый, но правильный. И вот почему.
Во-первых, денонсация Договора о дружбе с РФ никоим образом не повлияет на возможность Украины отстоять свои интересы в международных судебных инстанциях. Поскольку территориальную целостность Украины и нерушимость ее границ признает целый ряд актов международного права.
В частности, статьей 2 Устава ООН определено, что все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и любых других действий, несовместимых с Целями Объединенных Наций. Далее, согласно ст.3 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.
Во-вторых, наличие Договора уже четыре года не обеспечивает территориальную целостность Украины от захватнической политики РФ и ее военной агрессии в отношении Украины. Наоборот – его действие придает отношениям Украины с РФ характер «гибридных»: и воюем и дружим одновременно, что неприемлемо и неестественно.
Почему движение МИД в этом направлении запоздало? Война началась в 2014-м, тогда же и весь цивилизованный мир признал агрессию РФ против Украины. Именно тогда было бы совершенно естественно пересмотреть отношения с РФ. Стоит отметить, что речь идет не только о денонсации Договора о дружбе, но и о пересмотре 357 других действующих договоров и соглашений с РФ, о введении визового режима, а, возможно, даже объявлении войны. Обратим внимание на то, что подготовкой к расторжению договорных отношений с РФ необходимо было заниматься с первых дней аннексии Крыма. Определить «зависимые» отрасли и разработать масштабную стратегию их переориентации с акцентом на национальном производстве, чего не было сделано. Параллельно с этим, в течение 2017 года опять произошла активизация товарных отношений с Российской Федерацией по сравнению с двумя прошлыми годами после их незначительного спада.
Сейчас же противоположность публичных заявлений МИД и первого вице-спикера Ирины Геращенко образует игру в «доброго» и «злого» полицейского в борьбе за электорат. Заявления из ведомства Климкина призваны «спасти» ту часть патриотически настроенного электората, который активно признает РФ страной-агрессором».
Сергей Дацюк, философ и политолог:
«Стоит ли разрывать Договор? Да, стоит и немедленно. Мы живем в ситуации абсурда. Украинская власть по требованию общества поддержала блокаду торговли с оккупированным Донбассом, но до сих пор так и не приступила к полной экономической блокаде, постоянно кивая на то, что мы не в состоянии войны. А не в состоянии войны, потому что действует Договор. А Договор действует, потому что наши олигархи собираются судиться с Россией по этому Договору, попутно зарабатывая на контрабанде. То есть полный абсурд. А расторгать договор нужно, потому что именно наличие этого договора постоянно заставляет нас воздерживаться от объявления военного положения, от радикальных государственных экономических санкций, привлечения к ответственности украинских олигархов-предателей и т.д. То есть де-факто Украина уже нарушает этот договор, введя санкции против России. Но у нашего правящего класса не хватает духа, смелости быть последовательными, настойчивыми и отстаивать свои интересы напрямую, без намеков и экивоков».
Что будет дальше после разрыва Договора?
Большинство стран мира живут без всяких договоров о дружбе и живут неплохо, убеждает Сергей Дацюк. Поэтому, когда политическое решение о разрыве «дружбы» наконец-то появится, то после этого Украина должна четко и недвусмысленно выставить России свои конкретные требования для восстановления понимания: «Первое – признание политики царизма, политики большевизма и политики путинизма как колониальной в отношении Украины. Отказ от этой политики. Второе – признание геноцида России против Украины, включая Голодомор-1933 и жертвы войны 2014-2017-х лет. Публичное извинение России перед Украиной за все это. Третье – осуждение Россией сталинизма, проведение декоммунизации в России. Четвертое – возвращение Крыма и оккупированного Донбасса вместе с компенсацией жертвам войны, прямое финансирование восстановления инфраструктуры Донбасса, возвращение и восстановление всех украденных Россией предприятий на территории ОРДЛО. Дезомбирование населения Крыма и Донбасса. Пятое – прекращение экономической, культурной и информационной войны России против Украины. И шестое – до выполнения этих пунктов Украина последовательно должна разрывать абсолютно все экономические, политические и культурные связи с Россией вплоть до разрыва дипломатических отношений. Если Россия выполнит все эти требования, то только после этого Украина вернется к обсуждению ситуации в новых обстоятельствах и возможного заключения нового Соглашения, где прописываются конкретные принципы постколониальных отношений России и Украины».
Мирослав Лискович / Укринформ