Сказать, что этот процесс не затянется – выдавать желаемое за действительное. Сегодня правящая коалиция Польши взяла курс на то, чтобы рассориться со всеми возможными и невозможными партнерами, – пишет Владимир Огрызко для Нового времени. – Мотивация понятна: очень легко завоевывать власть, выдвигая националистические и популистские лозунги. Это то, что лучше всего воспринимается среднестатистическим избирателем. И это то, что всегда дает политические бонусы. Правда, потом за это приходится расплачиваться. Но впоследствии (возможно, не этой конкретной политической силе, а ее преемникам) придется разгребать те завалы.
Боюсь, что быстрых решений не будет. Это означает, что нам нужно взять паузу и спокойно смотреть на происходящее. Безусловно, реагировать. Но не преувеличивать и не делать эту реакцию гиперэмоциональной. Эмоции на эмоции – это малопродуктивно.
Наш подход должен быть спокойным, взвешенным, но критическим. А заодно таким, чтобы позволял не рвать нить диалога. В этом плане тональность заявлений Верховной Рады правильная. С одной стороны, откровенная оценка, а с другой – предложение взяться за голову и начать движение вперед, а не назад.
Но Польша не отреагировала на заявления Украины, Израиля и США. Представляет ли этот закон угрозу для наших отношений? Угроза в том, что мы – слабая страна. Нас никто не уважает и не видит – вот это правда. И здесь речь идет о более глубоких вещах.
Общая политика современной Польши будет иметь негативные последствия для нее самой. Этот закон поможет испортить политический имидж Польши, и это, безусловно, повлияет на ее отношения с Украиной, Израилем, США, Литвой и т.д.
Да, некоторые вещи должны правильно называться – никто не может с этим спорить. Не было польских лагерей смерти – были немецкие. Но то, что были польские коллаборационисты, которые помогали в этих лагерях – это исторический факт. Отрицать это – значит затыкать рот и ученым, и журналистам, и политикам. И это для современного мира является совершенно недопустимым.