п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Как происходит «мягкая» депортация крымчан Крым имеет все шансы через несколько лет не только «догнать», но и «перегнать» вымирающие регионы России

За четыре года аннексии демографическая ситуация в Крыму существенно изменилась – растет смертность, падает рождаемость, но население полуострова постепенно увеличивается за счет внешних мигрантов. Крымчане вынуждены искать лучшей доли в чужих краях, покидая родные дома, пишет Евгения Горюнова для Крым.Реалии.

Численность населения

Если верить данным российской статистики, численность населения полуострова неуклонно возрастает, достигнув на 1 января 2018 года 2,3 млн человек (вместе с Севастополем). Однако до прихода россиян в Крыму проживало примерно такое же количество населения – порядка 2,4 млн человек (1967,2 тыс. в АРК и 385,9 тыс. в Севастополе).

По данным российской переписи, проведенной в Крыму в сентябре 2014 г., в АРК зафиксировано 1891,4 тыс. человек, в Севастополе – 393,3 тыс. То есть за 9 месяцев количество людей на территории АРК уменьшилось почти на 76 тысяч, а в Севастополе, напротив, возросло на 7,4 тысячи. Хотя данные переписи не могут считаться релевантными из-за отказа части крымчан принимать в ней участие, четко прослеживается тенденция отъезда местных жителей из АРК и активное переселение россиян в Севастополь.

В итоге, если верить российской статистике, с сентября 2014 г. по январь 2018 г. население Крыма выросло на 22,6 тыс. человек. А численность севастопольцев в сравнении с 2014 г. возросла на 42,3 тыс. чел, достигнув 435,6 тыс. человек к концу 2017 г.

Таким образом, россияне заселяют Севастополь более активно, чем Крым. Хотя и с естественным приростом в городе ситуация обстоит лучше, чем в целом на полуострове.

Смертность vs рождаемость

На протяжении четырех лет оккупации полуострова уровень смертности остается довольно высоким: ежегодно в Крыму умирает 28-29 тыс. человек. При этом сокращается и уровень рождаемости: если в 2014 г. на полуострове родилось 24 330 детей, то в 2016 – уже 22 994 (на 5% меньше). По итогам 2017 г. падение рождаемости достигло уже 9,4% в сравнении с аналогичным периодом 2016 г.

В целом за 2014-17 гг. на полуострове умерло 134,6 тыс. человек (включая данные по Севастополю), а родилось – 91,2 тыс. малышей. В итоге коэффициент естественного движения населения (соотношение рождаемости и смертности) в АРК в 2017 г. опустился до -3,5, что гораздо хуже показателя украинских времен (-1,5).

Правда, судя по данным из российских регионов, ситуация в Крыму еще очень даже неплохая. Например, в Ленинградской области коэффициент естественного прироста составил -4,79, а в Тульской области и вовсе опустился до рекордно низкой отметки в -6,83. Но учитывая, насколько стремительно сокращается население полуострова в результате естественных причин, Крым имеет все шансы через несколько лет не только «догнать», но и «перегнать» вымирающие регионы России.

Метаморфозы миграции

Снижение естественного прироста населения в Крыму восполняют за счет внешней миграции. Если верить российским данным, учитывая, что других у нас просто нет, на протяжении 2014-16 гг. в АРК прибыло 78,8 тыс. человек.

Общее количество прибывших в Крым росло из года в год: в 2016 г. на полуостров приехало на 35% больше, чем в 2014 г.

За январь-ноябрь 2017 г. в АРК приехало еще 25,1 тыс. человек. Таким образом, общее число приезжих уже перевалило за 100 тысяч человек. При этом более 60% прибывших – это, конечно, россияне, которые массово перебираются на полуостров.

Еще более удручающая картина сложилась в Севастополе, куда на протяжении 2014-16 гг. переехало порядка 55 тыс. человек. Если добавить к этому данные 2017 года, то получим около 65 тыс. прибывших в город-герой. При этом количество россиян, выбравших Севастополь для переезда в 2014-16 гг., достигло 38,8 тыс. человек (свыше 70% от всех прибывших).

Правда, в 2017 г. миграционная картина в Севастополе стала меняться: количество прибывших сократилось на 15%, а выбывших, напротив, возросло на 18%. И это наглядно демонстрирует ухудшение социально-экономической ситуации в городе.

В итоге за 2014-17 гг. количество мигрантов на оккупированном полуострове (включая Севастополь) достигло 160 тыс. человек, из которых основную массу составляют жители России.

Составить точный портрет российских переселенцев в Крым несложно, учитывая, что львиная доля прибывших – это военные, силовики и госслужащие, которые занимают наиболее «хлебные» должности в крымских органах власти, оттесняя местных на второй план. Естественно, что в основной массе все они переезжают с семьями, составляя жесткую конкуренцию крымчанам.

К сожалению, поток российских силовиков в Крым будет только расти: если в 2016 г. численность российских военных на оккупированном полуострове составляла 23,8 тыс. чел., то к 2025 г. их численность планируют увеличить до 43 тыс., то есть почти в 2 раза. Вместе с семьями это даст прирост еще примерно в 50 тыс. чел.

Аналогичным образом Россия будет заменять крымских госслужащих на россиян, как это уже произошло в Севастополе, где 90% топ-чиновников городского аппарата составляют прибывшие из России. Тенденция выживания местных активно продолжается, что вынуждает крымчан покидать полуостров.

По данным российской статистики, за 2014-16 гг. Крымский полуостров (вместе с Севастополем) покинуло 45,6 тыс. человек. А только за 11 месяцев 2017 года количество выехавших из Крыма превысило 30 тыс. (25 тыс. из АРК и порядка 5 тыс. из Севастополя). Таким образом, в минувшем году Крым покинуло на 24% человек больше, чем в 2016 г. И эта тенденция, к сожалению, будет усиливаться.

В итоге, согласно российской статистике, общее количество крымчан, покинувших полуостров, превысило 75 тыс. человек. Хотя это далеко не полные данные, учитывая, что в 2014 г. количество прибывших/выехавших не учитывалось в полном объеме.

К тому же российская статистика не учитывает как выбывших тех крымчан, которые покинули полуостров, но сохранили крымскую регистрацию. А таких в Украине по разным оценкам насчитывается от 25 до 50 тысяч. Таким образом, за годы аннексии полуостров покинуло 100-125 тыс. крымчан.

Однако для России это не проблема, а политика, направленная на замену местного населения приезжими россиянами. Как говорят сегодня в Севастополе: «Мы России не нужны. Умрем, уедем – замену тут же найдут».

И это не удивительно: России не нужны те, кто все чаще вспоминает о том, что при Украине жилось лучше. Кремль не хочет видеть на полуострове тех, кто, несмотря на жесткие ограничения, все же готов выходить на акции протеста. И пусть не по политическим мотивам, а защищая свой бизнес или свою собственность, но все же выходить. Москве в Крыму нужны покорные рабы, которых россияне так и не смогли (или не захотели) «выдавить из себя».

«Мягкая» депортация местного населения Крыма через создание для них невыносимых условий жизни набирает обороты. А крымчане все чаще становятся чужими на своей земле, быстро заселяемой россиянами.



Поділіться цим