Реакция Владимира Путина на санкционный список США была предсказуемой. Было бы странно, если бы он никак не отреагировал на эту новость, которая, по крайней мере, последние полгода держала в напряжении российскую элиту. И молчание Путина в этой ситуации явно было бы не золотом. Всю подноготную часть этих санкций он прекрасно понимает, но никогда не озвучит. В чем же она состоит? Среди целей и задач, которые активно обсуждались и будут обсуждаться в медийном пространстве, надо выделить главное – они должны существенно подрезать основание путинского режима.
Если кратко, то формула его власти заключается в двух частях. Первая часть касается российских олигархов, где главной задачей президента является быть эффективным посредником, маклером российских олигархов и западного центра власти, ориентированного на глобальные рынки. Вторая часть его режима – Путин является посредником между российскими олигархами и народом для того, чтобы обеспечить безопасность российского правящего класса от возможных протестных выступлений, квази-революций, бунтов, которые известны в истории России, могут быть бессмысленными и беспощадными.
Вот со второй частью американцы не знают, что делать, поскольку независимо от действенности, эффективности этих санкций вряд ли это ударит по перспективам переизбрании на четвертый срок и скажется существенно на его электоральном рейтинге. Но что касается первой части, то после этих санкций у многих российских бизнесменов возникнут вопросы и сомнения. А стало быть, лояльность российского олигархического класса к действующему президенту может измениться. Расчет американцев прост – давление на российских олигархов должно привести к их недовольству президентом, что в дальнейшем может их заставить задуматься о поиске какого-то другого, эффективного посредника, гаранта, маклера между ними и западной властью и будет гарантом безопасности российского капитала прежде всего на Западе. Отсюда возможны элитные потрясения, что может привести к расколу. Санкции именно на это и рассчитаны.
Но есть один момент, который или не учли, или оставили на потом сценаристы этого подрезания путинского режима – то, что Путин давно уже приготовился к тому, чтобы самому трансформировать новую формулу путинского режима. Новый путинизм не собирается опираться на поддержку Запада или российских олигархов, имеющих там капиталы. Он сделает ставку на поддержку олигархов, у которых нет интересов на Западе.
Иначе говоря, у Путина есть свой вариант деолигархизации элиты, которая не была бы податливой или уязвимой перед лицом западного давления санкционных войн или торговых эмбарго. Путин из пост-советской России не против двигаться по новому пути, который возможен через русификации элит. И вот вопрос – может быть санкционный список как раз и поможет Путину избавиться от прозападных элит, что мешают ему резко трансформировать, перевернуть курс России от Запада к какому-то другому варианту и таким образом выйти из этой ловушки олигархии, сопровождающую Россию, начиная с 90-х годов. Именно она и поставила его у руля, чтобы президент-силовик сберег их капиталы как на Западе, так и перед лицом внутреннего русского бунта. Так что история с санкциями, с одной стороны, направленная против Путина и российской элиты пока не решает окончательной задачи коренного изменения его режима. А если и решает, то в какой-то степени и в его интересах тоже, который давно хотел, но не мог решиться, на то, чтобы отказаться от услуг олигархов и создать новую базу своего электората.
Вадим Карасев / Корреспондент.net