Посмотрел «Смерть Сталина». Фильм вызывает неоднозначные эмоции. Вроде как и смешно, но страшно. Для западного зрителя, скорее всего, будет смешно, но для меня лично – страшно.
Я родился в стране, которую создал Сталин. И именно его преступления и были точкой, от которой советская интеллигенция, к коей я по родителям относительно принадлежал, отмеряла ужасы советского строя. «Сейчас не как при Сталине. К стенке не ставят». Поэтому у многих такая ностальгия по Брежневу. Мол, плохой, конечно, но людей не убивал и жратва кой-какая при нём уже/ещё была.
Собственно, это, наверное, самый страшный аспект фильма для нас. Сам режиссёр вряд ли понял, что снял. Вот эту обыденность ужаса. Привычные, бытовые, приемлемые и нормальные ненормальности – репрессии, доносы, аресты, расстрелы, ссылки, детдома, запрет на профессию, на обучение, на передвижение даже внутри страны… Все ведь так жили, все привыкли и как-то терпели, выживали. И до сих пор готовы терпеть и выживать. А вот для европейцев это какой-то абсолютно фантастичный комикс об одном из самых мрачных и безысходных планов Инферно. Потому что ведь так не может быть в реальности, правда же?.. Потому и смеются до упаду, потому для них это – просто жёсткая слегка чернушная комедия стереотипов о злобных, но тупых комми.
Ведь в самом деле, с такой тонкой ядовитой саркастичностью фильм о деспоте может снять только шотландец, который и близко не знал деспотичности – хотя уже который век в Шотландии ходят жуткие рассказки о столь нелюбимой ими Британской империи. В Союзе же Сталиным была проведена капитальная этническая и социальная чистка, которая на генетическом уровне сказывается до сих пор. Даже после поражения УНР, Петлюры, Скоропадского и иже с ними судьба Украины ещё не была окончательно предрешена. Приди к власти Троцкий, Бухарин или кто-то подобный, судьба украинцев могла бы сложится иначе. Но именно Сталин понял, как уничтожить минимум на десятилетия, максимум навсегда саму мысль о независимости Украины, как надолго загнать украинцев в стойло. Голодомор стал более чем эффективным инструментом.
Выбирать мразь на выборах, быть толерантным к коррупции, смеяться над своей историей, сторониться своих корней — это всё наследие идеологии Сталина, прописанное уже не только в подсознание, но и почти в генетику. И когда видишь его лежащим в луже мочи в окружении комичных персонажей советских деятелей – испытываешь определённый катарсис, освобождение от привычных до незаметности догм. Зло осмеяно. Да, пока не нами. Но оно уже не так страшно. И даже после такого можно и нужно жить. Но обязательно дав оценку и посмеявшись. Иначе Сталин будет и дальше преследовать нас.
Мой дед, во время Сталина советский профессор и учёный, называл его «Хозяин» (как и в фильме), и ненависть к «Хозяину» была настолько сильной, что дед в день смерти Сталина не смог сдержать если не радости, то удовлетворения и выпил «за смерть Хозяина». А его сын, мой отец, пятнадцатилетним пошёл на похороны Сталина (семья жила тогда в Москве). И я помню рассказы отца об этом дне: конная милиция, давка, трупы и куча пуговиц на мостовой. И все плакали, кроме нескольких людей, понявших, что зло наконец-то сдохло…
И абсолютно очевидно, почему фильм запретили в России. Они увидели не Сталина, а Путина, лежащего в луже олимпийской мочи, и вокруг него – все эти Медведевы, Шойгу, Сечины… Ведь и эти точно так же быстро забудут о трупе, чтоб заняться борьбой за трон. А это вообще не смешно. Учитывая, что произойдёт это буквально в наше десятилетие. Я даже до 50-ти не успею дожить.
Алексей Голобуцкий / Facebook