Принятие Верховной Радой «закона о деоккупации/реинтеграции», официальное признание России агрессором в информполе самой страны-агрессора вызвало сейсмические колебания среднего уровня. Это не стало новостью №1, оттеснившей все прочие, однако – и в тени не осталось. Для роспропа это была новость №2-3, «осетрина не первой важности». Но все же осетрина, а не ливерная колбаса.
И из того, что и как подавалось российской пропагандой и дипломатией, можно сделать некоторые важные выводы.
МИД РФ: НОВЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ
Подготовка к принятию данного закона, его прохождение, обсуждение многочисленных поправок шли длительное время. Но при этом и российский МИД долго готовил свое не очень объемное заявление на пять абзацев – оно было опубликовано только к вечеру. При том все равно оказалось достаточно сумбурным, что показательно. Первое, что нужно увидеть в сказанном – это несказанное. Нет ни слова о позиции Украины по оккупированному Крыму. Москва, как и раньше, хочет замять, замолчать эту тему. Тем чаще и настойчивей должен поднимать ее Киев.
Теперь об имеющемся тексте и контексте. В длинном первом абзаце МИДа РФ все перемешано: и сам факт принятия закона, и путано изложенные главные поводы для возмущения.
Но каковы же они, эти поводы? Их сразу три – смешанных в винегрет. Во-первых, официальное переформатирование АТО в «войсковую операцию» с созданием «объединенного оперативного штаба». Во-вторых, утверждается, что, якобы, Президент Украины в результате принятия закона «получает неограниченные, близкие к диктаторским, полномочия на подавление инакомыслия и недовольства». И в третьих, как вывод – «Иначе как подготовкой к новой войне это назвать нельзя». (Забегая вперед, можно сказать, что обвинение Украины в том, что она данным законом готовит новую войну, будет главным).
Лишь во втором абзаце заявления МИДа осуждаются признание России агрессором, слова о «преступном акте агрессии» против Украины и о том, что РФ «временно оккупирует часть территории», управляя Донбассом при помощи подконтрольной Москве «оккупационной администрации».
Только в третьем абзаце, довольно длинном, с большой аргументирующей частью, заявляется, что «закон о реинтеграции», якобы, противоречит Минским соглашениям. В коротком четвертом абзаце с тревогой говорится о «готовности США поставить на Украину летальные вооружения». Столь же короткий последний пятый абзац вновь обвиняет Украину в «опасной эскалации», провоцировании войны.
Каковы же выводы из этого заявления? Российские власти готовят вариант инструментального использования «закона о реинтеграции» для возможного обострения войны на Донбассе, но с тем, чтобы априори обвинять в этом украинскую сторону. При этом нужно обратить особое внимание, какой акцент был сделан в заявлении на полномочия и позиции Президента Украины. Когда Россия обвиняет кого-то в диктаторских полномочиях – это, конечно, немного смешно, но расслабляться не стоит. В Кремле следят за нашим графиком и там уже учитывают, что до президентских выборов в Украине осталось чуть больше года. И соответствующее давление, причем не только информационное, будет только усиливаться. В этих условиях очень хочется верить, что разные стороны политического процесса в Украине будут проявлять сдержанность, не эскалируя ситуацию до опасного предела. В Москве потирают руки в ожидании избыточной резкости действий украинских политиков в отношении друг друга.
Нет сомнений и в том, что после принятия «закона о реинтеграции» Москва предпримет попытку дипломатического наступления на санкционном фронте. Аргументация – в том, что это, мол, Украина сама отказалась от Минска-2 (совсем или частично, уж как удастся убедить в кулуарных встречах «западных партнеров»). И поэтому нужно ставить вопрос о снятии санкций с России.
«РУССКИЕ СЛУЖБЫ» И СЛУЖБЫ РОССИИ
В этом смысле полезно сравнить оперативные комментарии на принятие закона в русскоязычных СМИ Запада – например, в Британии и Германии.
Британская русская служба ВВС под заголовком «Рада признала Россию агрессором и оккупантом: что изменится?» дала краткое, толковое изложение основных положений закона.
В развитие этого вопроса в вечернем новостном выпуске «Рада приняла закон о деоккупации Донбасса. Что будет с Минскими договоренностями?» был дан разбор ситуации с привлечением корреспондента ВВС в Киеве. Его комментарии оказались взвешенными, разносторонними в позитиве и негативе.
А что русская служба Deutsche Welle? Она сначала также сделала summary по сути закона. Но уже тут заголовок явно ироничный, причем не в сторону РФ – «Закон о реинтеграции Донбасса: войны нет, Россия – страна-агрессор».
В пятницу DW оперативно подготовила обзор экспертных мнений, не вполне корректно названный «Оценка Западом закона о Донбассе: президент в выигрыше, а люди?» (трудно считать «оценкой Запада» мнение трех экспертов, пусть и уважаемых). В этом материале более всего настораживает критика данного закона с позиций их соответствия-несоответствия Минску. С другой стороны, ироничные комментарии экспертов по поводу все большей декларативности украинской политики показывают нарастающее на Западе раздражение украинской властью. Но хуже всего, что в данном материале трудно найти нотки «verstehen Ukraine» (понимания Украины). Пока это тревожные звоночки, но если обращать на них мало внимания, то можно довести ситуацию до «по ком звонит колокол».
Впрочем, запас прочности у союза Украины с Западом и западным лидером США пока еще есть. Как раз об этом свидетельствует осуждение российским МИДом контактов с США и поставок летального оружия в Украину…
БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА ИЗ КВАКЕНБРЮКА
Интересный факт из так называемых «политических ток-шоу» роспропа. 18 января в дневном эфире программы «60 минут» на России-1 выступал Андреас Маурер, руководитель фракции Партии левых в Городском совете города Квакенбрюка (Нижняя Саксония). Это давно и хорошо прикормленный прокремлевский региональный политик из городка с населением менее 13 тысяч. Маурер достаточно регулярно выступает на российских ток-шоу с предсказуемыми спичами в поддержку Кремля и разоблачением Украины.
Сейчас отдельно вспоминать о нем не стоило бы, если бы Маурер не проанонсировал некий визит на Донбасс неназванных «французских и немецких политиков», которые там будут «ездить, смотреть, разговаривать». Об организаторах поездки он сказал «мы готовим» (нетрудно догадаться, кто еще скрывается за этим «мы»). Маурер высказал априорное подозрение, что это Украина «подбрасывает бензин» на Донбассе. Он также жестко раскритиковал тезис «Россия – агрессор», который, по его предположению, будет звучать и на Давосе. Интересная оговорка, показывающая один из элементов активной подготовки России к крупнейшему Форуму.
Но будем также внимательно следить за тем, каких еще региональных политиков сумеет сагитировать Кремль на поездку на оккупированные территории. Некоторых фигурантов нетрудно предсказать по «крымским опытам», однако, не будем торопиться.
«НАШ РУПОР ПОГРЕБИНСКИЙ» И ЕГО ОШИБКИ
Еще одно любопытное заявление прозвучало в той же программе «60 минут» (у дневного выпуска есть подзаголовок «По горячим следам», и вот это «с пылу – с жару» оказывается полезным, в нем больше недостаточно продуманных, но важных для анализа заявлений). Говорил некий Никита Исаев, человек из круга Дмитрия Козака, после «грузинской войны» помогавший пилить бюджет на «экономической помощи» Южной Осетии и Абхазии.
В какой-то момент возмущение, накопившееся в Исаеве, прорвало, и он начал резать правду-матку где-то в районе бороды великого украинского аналитика Михаила Погребинского: «Погребинский у вас (то есть в эфире программы, – ред.) позавчера говорил, что этот закон не будет принят ни в коем случае. Медведчуковский фактически рупор – наш с вами. Что за ошибки он допускает?! Он должен прийти и сообщить: да, я ошибаюсь».
Как говорится: «Здесь фсё прекрасно». Прежде всего, прямо заявленный тезис «медведчуковский – значит, российский». Любопытно, что роспроп периодически начинает терять прежнюю стыдливость, когда называл кума Путина лишь «украинским политиком». Полезно (для будущей, даст бог, Гааги) также признание прямой цепочки между российским Медведчуком и таким же Погребинским. А дальше – обратим внимание – это же тон заказчика, которого обманул, то ли случайно, то ли намеренно, исполнитель важной работы: «Что за ошибки он допускает?!». В итоге Погребинский должен прийти и покаяться, а то ж, не дай бог, финансирование урежут.
БРАТСКОЕ СОГЛАСИЕ «ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КИЕВА» И «ПОСТПРЕДА РФ»
Здесь вдогонку полезно отметить еще два фактика: в эфире «Дождя» украинский закон длинно, подробно (и можно догадаться – как) комментировал именно Погребинский. Почему – неужели руководители «либерального» телеканала не смогли найти эксперта понезависимее? Нет, конечно. Просто сразу после этого, встык, шел сюжет с довольно острой критикой российских властей. И для поддержания баланса лояльности нужно было подстраховаться чем-то очевидно прокремлевским.
Второй фактик. В своих откликах на «закон о реинтеграции» Виктор Медведчук опередил всех российских фигурантов, включая Бориса Грызлова. Смотрим заголовки новостей о высказываниях Медведчука: «Закон о реинтеграции Донбасса ставит крест на попытках мирного урегулирования»; «Киев не намерен выполнять обязательства по «минским соглашениям»», «Закон по Донбассу сделает невозможным его возвращение в состав Украины».
А теперь – внимание! – как заявлен Медведчук в этих российских новостях – «представитель Киева в гуманитарной подгруппе по Донбассу».
Что ж, посмотрим заявления Бориса Грызлова, которые вышли спустя несколько часов: «Закон о реинтеграции означает, что Киев ставит на военное подавление Донбасса», «Закон о реинтеграции Донбасса существенно осложнит ситуацию на Украине». И как же заявлен Грызлов в этих новостях – «постпред РФ в контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе».
Понимаете, к чему я веду? После принятия подобного закона, более жестко определяющего ситуацию на оккупированных территориях, официальный статус Виктора Медведчука в качестве «представителя Киева» в Минске и по Минску-2 становится небезопасным. Когда мнение людей, называемых в документах «представителем Киева» и «постпредом РФ», совпадает дословно, это может быть эффективно использовано в новом раунде уламывания «западных партнеров» на отмену/смягчение санкций в отношении России-агрессора.
Вряд ли этот процесс будет успешным в ближайшее время, но попытки не остановятся.
Олег Кудрин / Укринформ