Итоги кофепития на Майдане предсказуемы: в первую очередь, обсуждается численность участников акции. Цифры у всех разные. Например, придворный политолог Виктор Уколов скрупулезно подсчитал число военных – их было ровно 1200. Лично я верю Виктору – уж кто-кто, а он может знать точное количество военных, включая «сотрудников в штатском».
Для сравнения, «Пятый канал» на этом мероприятии увидел всего 500 человек, программа «Сегодня» и «Громадське» – 300. В общем, не густо. И это при том, что акцию поддержал, например, известный своей аполитичностью советник президента господин Бирюков и десятки (если не сотни) популярных блогеров с общей аудиторией более миллиона подписчиков. Многие написали пронзительные тексты о созидании, установили аватарки «кофе на Крещатике». Не помогло.
Впрочем, сторонники акции не тушуются: мы, говорят, просто собрались, чтобы пообщаться и выпить кофе без всяких политических лозунгов, мы никому не обещали устроить многотысячный митинг в поддержку президента. С какой стати вы нас назвали «порохоботами»? И в самом деле, почему?
Изначальный призыв от автора идеи кофепития Алексея Петрова содержал три месседжа: «потусим и сформируем другую позитивную картинку» (намек на контраст с негативной картинкой протестных акций), «с собой берите термосы и шоколадки Рошен» (понятный символ, да?), «армия пьет кофе» (тут тоже все ясно – защитники родины поддерживают стабильность, а не митинги «придурошного туриста», как изящно сформулировал Петров несколькими днями ранее).
Затем добавился еще один очень важный запрет на лозунги: «мы просто пьем кофе без политики». Но зачем? Что это за «другая позитивная картинка», которую никто не может сформулировать? Почему участники яростно отрицают поддержку президента, если все они, мягко говоря, весьма лояльны к нему? Ну что такого плохого в том, чтобы выйти добровольно, а не по разнарядке, и показать, что вы поддерживаете Петра Алексеевича? Зачем включать эти гибридные штучки и отрицать очевидное: «настамнет», мы просто вежливо пьем кофе против хаоса (вежливые военные? где-то я про такое слышал).
Понятно, почему они все отрицают – дело в «позитивной картинке». Если на контрасте с митингами протеста поддержать президента выйдет всего несколько сотен человек, то это такая себе картинка, похоже на гол в свои ворота. И никто не верил, что без доставки бюджетников на автобусах и поездах удастся собрать десятки тысяч. Конечно, привезти бюджетников можно, но тогда сходство с антимайданом будет настолько очевидное, что лучше не надо.
Мало людей – плохо, много людей – еще хуже. Остается единственный выход – закамуфлировать безусловно политическую акцию под ни на что не претендующее кофепитие или, в крайнем случае, объявить это акцией против «Михомайдана» «Пятый канал», между прочим, так и сформулировал:
«Випити кави» на Майдані Незалежності зібралися сьогодні близько 500-т людей. У такій формі противники щотижневих акцій лідера «Руху нових сил» Міхеіла Саакашвілі намагалися продемонструвати свою позицію»
В тексте статьи «пятого» – ни слова о президенте, что характерно. Мне кажется, если бы «на кофе» добровольно пришло 10-15 тысяч граждан, то было бы не стыдно объявить об акции в поддержку Порошенко, как вы считаете?
Ок, с этим разобрались, но почему запретили лозунги? Что характерно – некоторые сторонники президента искренне хотели обсудить политическую повестку и сформулировать свои «адекватные» требования к власти.
Но нет: на фейсбучной странице, посвященной мероприятию, жестко пресекались все попытки обозначить политические лозунги и актуальные вопросы. Потому что власти не нужны эти лозунги и вопросы. Ей нужна позитивная картинка. Ей ужасно хочется создать видимость общей поддержки своих мудрых действий армией, как будто протесты поддерживают только неправильные военные, наверное, это хулиганы, дебоширы и мародеры, а вот настоящие герои – они молча пьют кофе за стабильность и делают селфи.
Поэтому свои умные вопросы и разговоры оставьте на кухне. Тем более, если честно, все и так всё понимают. Можно, как в старом советском анекдоте, раздавать пустые листовки.
Согласитесь, это что-то новое – раньше на кухнях ругали начальство, а на улице хвалили. Теперь все наоборот. А вы говорите, ничего не меняется.
Я думаю, лозунги и политику запретили из соображений «как бы чего не вышло». Мало ли, а вдруг некоторые со своим «конструктивом» замахнутся на святое. Ишь, чего захотели! Если сегодня они предъявят список своих «конструктивных» требований, а завтра эти требования на Банковой свернут в трубочку, то послезавтра вчерашние сторонники стабильности выйдут на митинг протеста? Это какой-то удар в спину.
Президенту не до того – надо отбиваться от проклятущих антикоров, ехидных послов и мерзкой оппозиции, а тут еще вы со своими условиями. Не до ваших идей, неужели непонятно? Пока задача простая – позитивная картинка. Начните с себя и все такое.
Что касается итогов, вот цитата от самого Петрова:
«Мероприятием Кофе на Хрещатику мы хотели показали врагу, что есть другая Украина! Думающая, позитивная, умеющая мгновенно самоорганизоваться!»
Ну да, конечно. Особенно впечатлили врага лозунги типа «Порошенко – наш президент вселенной» от гостей-троллей и движуха с файерами и баннером против Саакашвили и Порошенко от «Азова». Наверняка враг трепещет от такой демонстрации силы «другой Украины».
Показательно, что сторонники акции в большинстве своем даже не пытаются обсуждать свою повестку постфактум. Вместо этого они в основном кормятся отражениями: тщательно выискивают самые безумные версии о своем кофепитии и торжественно их высмеивают. Это и есть созидание и позитив? Правда?
Вообще, если серьезно, это глубоко символичный момент. Прошло четыре года после начала второго Майдана, и мы находимся в глухом тупике. Одни пытаются искать выход в безнадежном «народном импичменте». Другие не в состоянии сформулировать вообще ничего конкретного. Как в одностишии Вишневского: «давай продлим еще на год вот это вот». Третьи, которых больше всех, просто махнули рукой и уже не верят никому и ничему.
Здравствуй, кофе, Новый год.
Вадим Фульмахт / site.ua