Общий уровень публичной дискуссии в РФ, в том числе и недавняя пресс-конференция Путина, говорит о том, что пока Кремль ориентирован на имитацию, а не на реальный старт процеса деоккупации Донбасса.
И, тем не менее, эта имитация (якобы за мир, а на самом деле за войну) вместе с некоторыми последними решениями (в частности, выходом российских военных из СЦКК) несколько видоизменяется и позволяет делать определенные выводы.
1. Россию не устраивает совместный подход Украины и Запада по урегулированию ситуации. А именно – вначале безопасность, потом политические шаги. Мы помним, как в одном из интервью президент РФ сказал, что если не выполнить политические пункты Минских соглашений, то на Донбассе время от времени будут стрелять. Но военный шантаж как способ давления России на Украину провалился. И уже очевидно, что никаких политических изменений Украина не будет предпринимать до полной демилитаризации ОРДЛО. Идея миротворческой миссии ООН в варианте Украины и Запада, с присутствием миротворцев на всей оккупированной территории, в том числе и границе, именно на это и направлена. Поэтому Кремль сегодня заинтересован в выходе из Минска, к которому привязаны санкции по Донбассу.
2. Исходя из пункта один, Россия будет менять тактику, в надежде еще перевести ею же созданный конфликт, если не в победу, то хотя бы в тот формат, который позволит избежать ответственности за разрушения на Донбассе/обнулить статус-кво, складывающийся не в пользу Кремля. Один из российских экспертов на одном из российских федеральных телеканалов так и сказал: «Главная проблема — это линия разграничения, конфликты, обстрелы и т.д… Думаю, что наше руководство понимает, что в этой ситуации можно продвинуться, именно в части нового обустройства разграничительной линии, как ее провести, чтобы минимизировать обстрелы. СЦКК с участием наших военных – это результат Минска-1. Выходом наших военных из СЦКК мы фактически показываем, что обнуляем ситуацию. Мы отказываемся от старых решений, забираем своих военных и делаем новое предложение».
3. В какую сторону мимикрирует «гибридность» – отползание России с сохранением лица (миротворческая риторика) или эскалация – пока вопрос. Но при любом из вариантов, понятно, что Кремль попытается побольнее сделать Украине.
Олеся Яхно / Facebook