Вступившие в силу 28 ноября новые санкции США против российских финансовых и энергетических компаний – это «детский лепет на лужайке». Особенно, по сравнению с готовящимся февральским санкционным ударом по ближайшему окружению Владимира Путина.
Сначала тезисно о тех мерах, которые начали действовать с 28 ноября. Строго говоря, ничего экстраординарного не произошло – Вашингтон просто расширил ограничения для уже наказанных компаний. Ровно два месяца назад, 28 сентября, Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) министерства финансов США сократило сроки кредитования физических и юридических лиц, находящихся под санкциями США. Поправки были внесены в соответствии с Законом «О борьбе с российским влиянием в Европе и Евразии 2017 года» (CRIEEA).
Теперь запрещается проводить операции, предоставлять финансирование или совершать другие денежные операции с определенными сроками или капиталом с компаниями, находящимися под санкциями, на срок более 14 дней. Ранее этот срок ограничивался 30 днями. В энергетическом секторе срок кредитования сокращается с 90 до 60 дней.
Утверждать, что целевая аудитория в Кремле «схватилась за головы» от появления этих поправок не приходится. Не только потому, что эти поправки усложняют им жизнь не качественно, а лишь количественно. Но и потому, что руки у кремлёвского окружения Путина заняты. Не ТЕМ (или по крайней мере, не только ТЕМ), о чем вы подумали. А тем, что они уже держатся за головы – в ожидании вступления в силу февральских санкций, которые уже действительно бьют их в самое больное место.
А сейчас – подробнее об этих грядущих и гораздо более важных, санкциях. Как ожидается, в феврале в США будет введен в силу новый закон, предусматривающий введение новые обширные санкции. Американский президент Дональд Трамп с большой неохотой подписал его в августе после того, как документ был практически единогласно одобрен Палатой представителей.
В нем, в частности, говорится, что к февралю 2018 года администрация США должна предоставить в конгресс подробный отчет, в котором будут:
а) названы самые влиятельные олигархи России;
б) их отношения с Путиным;
в) приведены имеющиеся доказательства их коррупции;
г) примерная оценка их состояний;
д) и источники доходов.
В отношении многих могут быть введены персональные санкции, что среди прочего подразумевает заморозку активов и запрет на поездки за границу.
Внимательно изучат не только самых богатых россиян, но и их семьи, а также всех, с кем они ведут дела на Западе. Таким образом, масштаб нового законопроекта превышает все предыдущие меры, принимавшиеся в отношении приближенных Путина. В том, что касается санкций, и в зависимости от его реализации, у новых мер есть потенциал дестабилизировать режим Путина, а не только стать мелкой неприятностью для нескольких человек в окружении президента РФ.
«Наша озабоченность заключается в том, что не все российские состоятельные бизнесмены должны быть подвергнуты санкциям, а только те, кто напрямую помогает Кремлю в незаконной деятельности, – рассказывает один из авторов документа о новых санкциях, старший научный сотрудник Атлантического совета Андерс Аслунд. – Наша цель – не наказать российских бизнесменов за то, что они являются бизнесменами, а предложить им cтимул не идти на преступное сотрудничество с Кремлем».
Аслунд выделяет несколько категорий людей, которые должны попасть под пресс американской санкционной машины: крупные предприниматели, которые работают с Кремлем, близкий круг Путина, его друзья и их дети, получившие богатство и высокие руководящие посты.
«Как результат, среди российских олигархов началась паника. Бывший помощник госсекретаря в администрации Барака Обамы Дэн Фрайд, ныне работающий в аналитическом центре Atlantic Council, недавно рассказал, что раньше ничего подобного он не видел. Российские олигархи пачками высаживаются в Вашингтоне с лоббистами и юристами, чтобы понять, чего им ждать. Они хотят знать, будет ли составлен черный список с именами», – пишет английская газета Guardian.
Пока они не знают, как нивелировать грядущие убытки. Некоторые юридические фирмы рекомендуют российским клиентам оформить развод с женами и зарегистрировать все свои активы на их имя, чтобы сохранить свои средства.
Персонифицированные санкции, направленные против российских олигархов, создадут, наконец, прямую и действительно системную опасность для власти Путина. Поскольку до этого времени олигархам удаётся усидеть на двух стульях: в России они «полностью и всецело» поддерживают Путина и его политический курс, но при этом значительную часть собственности и денег держат в западных юрисдикциях (и до этого момента, несмотря на все санкции, могли ими свободно распоряжаться), отправляют на ПМЖ в страны Запада своих детей, судятся в западных судах и т.д. И вот в феврале западные гастроли российской олигарх-оперы «Фигаро-там, Фигаро-здесь» в один миг должны закончиться. Худшего подарка от США к очередному переизбранию Путина в марте следующего года трудно и представить.
Андрей Миселюк / Корреспондент.net