За последние годы в Украине значительно ухудшилась ситуация в области безопасности, причем не только на Донбассе, но также в Киеве и других регионах, которые отдалены от зоны конфликта на сотни километров. Информация о терактах, заказных убийствах и уголовных разборках едва ли не каждый день появляется в ленте новостей, а правоохранительные органы до сих пор не в состоянии расследовать и наказать организаторов и исполнителей наиболее резонансных дел.
Ухудшение ситуации обусловлено такими причинами как война на Донбассе, диверсионная деятельность, активизация преступных криминальных групп, деятельность военизированных формирований, неподконтрольных государству, рост незаконного оборота оружия, ухудшение социально-экономической ситуации в стране, усиление радикализма в обществе и тому подобное.
Нужны срочные системные действия со стороны государства для улучшения ситуации в сфере безопасности, поскольку их отсутствие будет иметь серьезные негативные политические, экономические, социальные и имиджевые последствия, вплоть до приостановки безвизового режима Украины с ЕС. Что нужно изменить для борьбы с преступностью, пишет Владимир Турчин для Апострофа.
Взрывы автомобилей и заказные убийства стали частью современной украинской реальности. В качестве примера можно взять короткий период: конец октября-начало ноября. 28 октября совершен теракт возле ТК «Эспрессо», в результате которого два человека погибли, а народный депутат Украины Игорь Мосийчук получил ранение. 30 октября под Киевом произошло очередное нападение на участников боевых действий на Донбассе, супругов Амину Окуеву и Адама Осмаева, в результате которого погибла Окуева. 2 ноября в Северодонецке был убит глава местной фракции БПП Сергей Самарский. В тот же день в Киеве было заминировано помещение, где должно было состояться торжественное мероприятие. Вечером 3 ноября в Киеве задержан мужчина с гранатой, а поздно вечером в центре Киева произошел взрыв самодельного устройства. Вечером 4 ноября совершено нападение на американского дипломата, второго секретаря Посольства США в Украине Омара Карденти. 5 ноября в центре Харькова неизвестные преступники расстреляли из автоматического оружия бизнесмена. Нельзя также игнорировать и рост этнической преступности, ведь сейчас наблюдается увеличение количества этнических преступных группировок из других республик бывшего Советского Союза, которые активно создают свои организации в Украине.
Хотя статистика правоохранительных органов свидетельствует о снижении количества умышленных убийств (по данным Генпрокуратуры Украины, в 2014 году было совершено 5,9 тыс. умышленных убийств, в 2015 году – 8,2 тыс., в 2016 году, по данным Нацполиции – 1,4 тыс., за первые 9 месяцев 2017 года – 1,2 тыс.), у жителей Киева, а также других городов и сел страны создается противоположное впечатление по ситуации с безопасностью. Тем более, что в СМИ регулярно появляются другие данные по количеству умышленных убийств на основе данных региональных отделений правоохранительных органов, которые иначе характеризуют ситуацию с безопасностью в стране: в 2014 году – 11466 умышленных убийств, в 2015 году – 8224 убийств, в 2016 году – 5992 убийств, в 2017 году – 4789 убийств.
Причины роста уровня преступности
В любом случае, улицы украинской столицы и других городов перестали быть безопасными для политиков, бизнесменов, журналистов и простых граждан. И эта ситуация обусловлена комплексом причин, среди которых следует отметить следующие:
1. Снижение уровня профессионализма правоохранительных органов, невысокая эффективность реформированной полиции и нереформированной Генпрокуратуры, использование правоохранительных органов и спецслужб не для борьбы с преступностью или терроризмом.
Со стороны украинского и иностранного бизнеса и инвесторов, а в последнее время и со стороны общественных организаций или антикоррупционных активистов, звучат прямые обвинения правоохранителей в прямом вмешательстве в их деятельность. Вместо борьбы с преступностью наблюдаются борьба с инакомыслящими или вмешательство в экономическую или предпринимательскую деятельность. Свидетельством недостаточного уровня профессионализма правоохранительных органов является то, что до сих пор так и не завершены расследования и не наказаны организаторы и исполнители убийств публициста Олеся Бузины, журналистов Вячеслава Веремия и Павла Шеремета, офицеров спецслужб Максима Шаповала, Ивана Мамчура и Александра Хараберюша, мэров городов Кременчуг и Старобельск, депутатов местного уровня (Дубно, Николаев, Одесса, Северодонецк, Черкассы), убийств на межрелигиозной почве (гибель нескольких еврейских раввинов в Житомире и Львове) и из-за межнациональной вражды (арабские студенты в Одессе и Харькове).
Следует отдельно выделить несовершенство законодательства в сфере межведомственного взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью, а также продолжающиеся процессы создания или реформирования субъектов, участвующих в противодействии организованной преступности.
2. Война на Донбассе, распространение оружия из зоны конфликта на территорию всей страны.
Официально по состоянию на начало этого года граждане Украины владели более чем 909 тысячами единиц зарегистрированного оружия. Однако, по данным Украинской ассоциации владельцев оружия, уже к началу АТО в обращении находилось около 2,5 млн единиц незарегистрированного огнестрельного оружия.
По состоянию на 2017 год, по данным ассоциации, количество только лишь легкого огнестрельного стрелкового оружия в Украине составляет более 5 миллионов единиц. Цены на оружие значительно упали, а возможности его приобретения выросли. Несмотря на наличие такого огромного количества неконтролируемого оружия, до сих пор так и не проведена кампания по поиску и изъятию полицией незаконного оружия. Кампании по добровольной сдаче оружия охватывают только законопослушных граждан. При этом не осуществлялось никаких инновационных попыток взять под контроль оборот или хранение нелегального оружия.
Отсутствие реальных действий по пресечению незаконного оборота оружия может привести к созданию в Украине контрабандного рынка для вооружения преступных элементов и террористических организаций стран региона и континента, как это было в бывшей Югославии.
3. Диверсионная деятельность.
Со стороны официальных кругов стало уже обыденной практикой обвинять РФ в большей части преступлений, имеющих общественный резонанс. Бесспорно, Россия ведет активную деятельность по дестабилизации ситуации в Украине. Однако не следует игнорировать другие причины ухудшения ситуации в сфере безопасности. Сама же диверсионная деятельность иностранных государств должна была только стимулировать превентивную работу правоохранительных органов, а не оправдывать совершенные теракты. Правоохранительные органы и спецслужбы обязаны предупреждать подобную деятельность.
На сегодня в Украине отсутствует единая надежная антитеррористическая система, которая должна проводить превентивную борьбу с терроризмом. Именно поэтому происходят не прямые столкновения силовых структур с террористами и аресты потенциальных террористов, а расследование последствий.
4. Наличие ряда военизированных формирований, которые слабо или вообще не управляются государством.
Подобные формирования, прежде всего добровольческие батальоны, были определенным феноменом в начале конфликта на Донбассе, который помог остановить агрессию. Но сегодня такие образования в основном сосредоточились в Киеве и крупных городах, часто участвуют в рейдерских атаках, организации силовых или провокационных акций в интересах спонсоров их деятельности.
Одно лишь объединение «Национальный корпус» говорит о том, что может организовать для своих мероприятий до 10 тысяч хорошо мотивированных и подготовленных членов. Многочисленны и другие организации.
Отдельно следует отметить также сеть «охранных», детективных и других частных структур безопасности. На сегодня соответствующие лицензии по охранной деятельности имеют более 5 тысяч частных организаций, которые слабо или вообще не контролируются государством и часто используются не только для обеспечения охраны помещений или перевозки ценностей, но и для совершения противоправных действий.
5. Усиление в обществе атмосферы нетерпимости, агрессии, радикализма вместе с дальнейшим усложнением социально-экономического состояния является еще одной важной системной проблемой в этом отношении.
Девальвация национальной валюты, высокий уровень теневой экономики, значительный уровень безработицы, а также низкий размер минимальной и среднемесячной номинальной заработной платы создают благоприятный фон для ухудшения ситуации. Имеют место проявления агрессии на основе политических, религиозных, этических взглядов, агрессия в отношении представителей меньшинств, например, ЛГБТ, часто воспринимается скорее как норма, нежели противоправное деяние.
Государственные органы сегодня не демонстрируют наличия стратегии и тактики для борьбы с радикализмом и нетерпимостью, а усилий общественного сектора недостаточно.
Негативные последствия
Стоит отметить, что ухудшение ситуации имеет ряд прямых и косвенных последствий.
Во-первых, углубляется недоверие общества к силовым и государственным структурам, усиливаются миграционные настроения или наоборот – укрепляется роль негосударственных военизированных структур, которые могут обеспечить безопасность, либо же граждане сами берут на себя функции по самозащите, в том числе с использованием нелегального оружия. С учетом огромного количества незаконного огнестрельного оружия, это может способствовать быстрой милитаризации общества с целью защиты людьми своей жизни, безопасности и собственности. Это также может привести к ослаблению демократических институтов, верховенства права, европейской политической культуры.
Единственным сегментом из субъектов, обеспечивающих безопасность в Украине, который в полной мере выполняет свои функции, а также пользуется безоговорочным авторитетом в обществе, остается армия – Вооруженные силы Украины.
Во-вторых, это уменьшает туристическую и инвестиционную привлекательность Украины. Иностранные инвесторы и туристы будут пытаться избегать Украины в пользу более спокойных соседних стран из-за страха за свою безопасность или отсутствия гарантий собственности.
В-третьих, бессилие правоохранительных органов может привести к «эрозии» государства как единственного института, уполномоченного на использование насилия в обществе. Это будет вести к усилению имиджа Украины как слабого государства или государства-неудачника.
На сегодняшний день слабая государственная способность силового аппарата является одним из главных показателей, которые держат Украину в середине «Индекса слабых государств» (Fragile State Index) по соседству с Тунисом.
В-четвертых, резкое снижение уровня безопасности внутри Украины может привести к приостановке безвизового режима с ЕС. Безвизовый режим является одним из немногих хорошо ощутимых достижений Украины за последние годы. Однако если правоохранительные органы Украины будут не способны дать адекватный ответ на «расцвет» преступности в Украине, Европейская Комиссия с подачи нескольких стран ЕС может инициировать такие временные меры из соображений безопасности.
Можно выделить и ряд других негативных последствий ухудшения ситуации. Но и перечисленного выше достаточно, чтобы подытожить: нужны срочные шаги с целью улучшения ситуации, связанной с безопасностью.
Что следует изменить
Для эффективной борьбы с преступностью можно предложить следующие идеи:
1. Активизация системных реформ в правоохранительной сфере.
Прежде всего, это реформа ГПУ, в частности ограничение ее компетенции в вопросе представления интересов государства в суде и значительное сокращение ее численности, запрет ГПУ вмешиваться в работу бизнеса.
Другая задача – реформа спецслужб, прежде всего СБУ, и внедрение эффективного парламентского и общественного контроля. Необходимы полное устранение правоохранительных органов от вмешательства в бизнес и концентрация на борьбе с преступностью.
2. Деполитизация правоохранительных органов, вывод их из-под влияния политических партий и отдельных политиков путем выработки комплексных изменений политической системы и выработки оптимальной системы сдержек и противовесов.
3. Улучшение координации между правоохранительными органами, в частности необходимость создания единого антитеррористического центра на базе СБУ, МВД и Минобороны.
Требуется разработка новой инструкции о комплексном взаимодействии правоохранительных органов в сфере борьбы с организованной преступностью и терроризмом с учетом современной оперативной обстановки, сложившейся в государстве, вызовов и угроз современности.
4. Повышение эффективности работы правоохранительных органов, привлечение качественных кадров и использование лучшего международного опыта.
Подобные вызовы уже возникали перед другими странами Европы и мира и уже сейчас можно достаточно быстро выделить лучшие примеры действий правоохранительных органов других стран с целью улучшения ситуации в сфере безопасности.
Интересным, например, является опыт разоружения военизированных группировок и выкупа нелегального оружия на территории балканских стран. С помощью четких правил игры, угрозы серьезного наказания и финансовых стимулов можно достаточно быстро радикально уменьшить количество незаконного оружия, находящегося на руках у населения. Интересен опыт США, Израиля, Франции, Великобритании и других стран по координации антитеррористической деятельности, выявлению потенциальных террористов и проявлений терроризма.
5. Усиление контроля над нелегальным оборотом оружия. Нужны ревизия огнестрельного оружия у населения, поиск и конфискация незаконного оружия, в том числе и выкуп оружия.
6. Исключительно важно усиление профилактической работы, в том числе по выявлению потенциальных террористов в криминальной среде. Приведение в соответствие с законодательством деятельности полувоенизированных группировок, приведение к нормативам и контроль над деятельностью охранных структур.
7. Искоренение социальной почвы преступности, что потребует комплексного подхода к решению проблемы.
Уровень преступности обратно пропорционален уровню жизни. Как следствие, положительные социально-экономические преобразования могут уменьшить стимулы для граждан с девиантным поведением к задействованию в преступной деятельности.
8. Введение государственных программ поддержки толерантности, терпимости и взаимоуважения в украинском обществе, в том числе совместно с иностранными партнерами и донорами.
Если в срочном порядке не будут осуществлены соответствующие действия, то уровень безопасности в Украине может оказаться на угрожающем уровне, когда государство фактически будет не в состоянии удовлетворять базовые потребности общества, что неизбежно приведет к разрушению государственности. Окончательное разочарование в государственных учреждениях приведет к усилению миграционных процессов и других негативных социальных последствий, а также снижению уровня экономической активности и дальнейшей политической деградации общества.