п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Прелюдий не будет: Трамп встретится с Путиным только для принятия капитуляции Россия должна четко и ясно продемонстрировать, что готова прогнуться перед американцами

Официальной встречи президентов США и России на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во вьетнамском Дананге таки не будет. Помощник президента РФ Юрий Ушаков назвал дату 10 ноября, т.е. в первый же день саммита, но его слова в Китае отказался подтвердить госсекретарь Рекс Тиллерсон.

«Ничего не назначено», – коротко бросил зампомощника президента по национальной безопасности Майкл Энтон журналистам в Пекине. И точку поставила уже спикер Белого дома Сара Сандерс. На борту президентского самолета, как сообщает CNN, она уведомила прессу, что Дональд Трамп не планирует формально встречаться с Владимиром Путиным. Но допустила, что неформальная беседа может произойти: вроде рукопожатия, кивка, когда пересекутся на саммите.

Сам Путин уже «высадился» во Вьетнаме. В его графике переговоры с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, председателем КНР Си Цзинпином, президентом Филиппин Родриго Дутерте и президентом Вьетнама Чан Дай Куангом. Определенно эти встречи хозяина Кремля состоятся, но рассчитывать ему на энтузиазм со стороны визави не приходится. Дутерте, несмотря на его сквернословие, сумел выторговать плюшки у Вашингтона. Филиппины – союзник США. Япония – аналогично, хоть Токио и пытается «выжать» из Москвы разрешение курильского вопроса и подписания мира. К тому же, накануне с Абэ встречался Трамп. Как и с Си Цзиньпинем. Так что Абэ и Си американская сторона в своем роде могла подготовить к общению с российским президентом. Китай к тому же, надеясь на плодотворное сотрудничество, президента США встречал более чем тепло: оркестр, почетный караул, прыгающие дети с флажками, шикарный банкет.

Что касается встречи Путина и Трампа, то ее многие ждали, прежде всего, в России. Тот же Ушаков называл темы беседы: Сирия, КНДР и в целом кризис в отношениях Москвы и Вашингтона. Особенно Сирия. Джош Лидермен и Мэттью Ли для Associated Press, ссылаясь на источники, написали, что Штаты и Россия близки к компромиссному соглашению по сирийскому конфликту, и на саммите могли бы озвучить детали нового плана. Однако этому, по всей видимости, не суждено сбыться.

Дело в том, что формальная встреча Трампа с Путиным в нынешних обстоятельствах президентства первого (и вряд ли они изменятся до конца пребывания в Белом доме) может состояться разве что для принятия капитуляции. Тут подошло бы любое событие, которое можно было бы показать в таком свете. И необязательно Москва должна выполнить все требования Вашингтона, Брюсселя и Киева: уйти с Донбасса, вернуть Крым и т.п. Главная задача такой формальной встречи — в медийном пространстве выставить ее таким образом, чтобы Москва проглотила требования и не принялась утверждать обратное, мол, не так все было.

И даже если стороны на самом деле заготовили черновик соглашения по Сирии, оно может быть достигнуто в ходе неформальной встречи, однако раз уж формальных переговоров не будет, значит оно определенно воспринимается Вашингтоном как недостаточное и невыгодное с точки зрения медийного всплеска. То есть, соглашение не станет чистой победой Трампа в противостоянии с Россией.

Саммит АТЭС, на котором как бы порознь будут Трамп и Путин, в таком свете выглядит как информационный маяк, притягивающий месседжи Москве. К примеру, предоставление Украине летального оружия. На капитолийском холме согласовали оборонный бюджет, в котором есть статья о $350 млн для Украины, в том числе на летальное оружие. В четверг вечером The Wall Street Journal сообщило о «принципиальном согласии» Белого дома по этому вопросу. Источник газеты пояснил, что Вашингтон «покупает» добро Украины на 20 тысяч миротворцев на Донбассе и посылает сигнал Кремлю, что Соединенные Штаты и союзники окажут военную помощь Киеву, если Россия будет мешать мирному урегулированию конфликта. В общем, Кремлю предлагают альтернативу: либо согласие на развертывание миротворческой миссии — либо масштабное довооружение ВСУ. Пикантное предложение озвучено аккурат накануне встречи Курта Волкера с Владиславом Сурковым – то есть, это фактически ультиматум. Официально в Белом доме это сообщение опровергли. И не важно, правда это или нет, но сама по себе информация о согласии администрации дать Киеву Javelin и т.п. является медийным «вбросом». Он создает нужную атмосферу накануне саммита.

Еще один ее компонент – появившееся вчера расследование AP на основании архива Twitter, которым компания поделилась с Конгрессом на прошлой неделе. В материале детально расписано, когда с каких аккаунтов, и как российские тролли глушили плохие новости о Трампе, переводя стрелки на Хиллари Клинтон. Расследование усилило информационную волну, вызванную расследованием спецпрокурора Роберта Мюллера вмешательства россиян в американские выборы.

Также фон задает борьба США с российскими пропагандистами. Минюст потребовал от Russia Today зарегистрироваться в качестве иностранного агента, поставив крайний срок — 13 ноября. И главред канала Маргарита Симоньян согласилась подчиниться, жалуясь на «дикое требование», которое «противоречит всем правилам, принятым в демократической стране» (каково лицемерие!). Если Путин еще не сдался, то его пропагандисты уже это сделали. Пусть они и надеются, что смогут изменить ситуацию через суд.

Успех может быть закреплен во время неформальной встречи Трампа и Путина, когда первый хоть парой-тройкой фраз даст понять второму, чего от него ждут и что больно не будет. И пока не образуется ситуация, дающая предпосылки, аналогичные саммиту в Рейкьявике Рональда Рейгана и Михаила Горбачева в 1986 году, формальной встречи не будет. Россия должна четко и ясно продемонстрировать, что готова прогнуться. До тех пор Путин будет оставаться крайне токсичным для Трампа. Хотя, конечно, нельзя исключать, что хозяин Овального кабинета в очередной раз не пренебрежет здравым смыслом и советами окружения. После будет, конечно, за это расплачиваться.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим