п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Покушение на Мосийчука: Ляшко и другие выгодополучатели Волна индивидуального террора в Украине выходит на новый уровень

Взрыв возле офиса телеканала Эспрессо, в результате которого два человека погибли, а еще двое получили ранения, шокировал всю Украину. Совершенно очевидно, что главной целью террористов был один из лидеров Радикальной партии Игорь Мосийчук, хотя последний получил самые легкие ранения из всех пострадавших, пишет Виталий Дяченко для Деловой столицы.

В результате взрыва мопеда, в котором, по предварительным выводам, была спрятана противопехотная мина направленного действия МОН-50, погиб охранник Мосийчука Руслан Кушнир и случайный прохожий – житель соседнего подъезда, капитан полиции Михаил Мормель. Участвовавший в эфире телеканала вместе с Мосийчуком известный политолог Виталий Бала получил очень серьезные ранения, у него повреждены печень и легкое.

Первое, что стоит отметить. Не может быть и речи об инсценировке или попытке припугнуть Мосийчука. Использование военной мины и характер взрыва говорят о том, что целью террористов было убийство нардепа в момент его выхода из подъезда. Скорее всего, Мосийчука спасло то, что у убийцы было слишком мало времени на подготовку покушения либо он был профессионалом не слишком высокого уровня.

Человек, подготовивший взрыв, явно знаком со взрывным делом, и в целом покушение было организовано достаточно грамотно. Однако, если бы покушение готовил настоящий киллер-профессионал, он вряд ли  оставил бы Мосийчуку шансы на выживание. У того либо был бы вариант «Б» на случай, если мина по какой-то случайности не ликвидирует жертву, либо было бы применено более мощное взрывное устройство, которое гарантированно убило бы всех в радиусе поражения, например, более мощная аналогичная мина МОН-90.

Однако недостаточный профессионализм киллера никоим образом не исключает, что покушение на Мосийчука – дело рук ФСБ. Стиль работы российской спецслужбы очень часто предполагает, что киллером выступает не профессионал, а специальным образом завербованный аматор.

Главные версии

Собственно, версия о том, что покушение на Мосийчука организовано Кремлем, стала первой, основной и наиболее очевидной, которая озвучилась сразу же после покушения. Причем об этой версии говорил как сам Мосийчук уже после того, как был прооперирован, так и советник министра внутренних дел Антон Геращенко.

Несмотря на то что версия «руки Кремля» в любом случае будет у следователей одной из главных, тут далеко не все так однозначно. С одной стороны, ФСБ, разумеется, выгодно дестабилизировать ситуацию в Украине, и убийство известного политика вполне укладывается в такую канву. Тем не менее, персонально Мосийчук вряд ли лучшая кандидатура для такой цели. В идеале жертва ФСБ должна быть выбрана так, чтобы его убийство было хоть как-то выгодно действующей украинской власти. Тогда есть шанс обвинить власть в самых страшных преступлениях, спровоцировав, с одной стороны, массовые протесты, а с другой – обострив внутриполитическую борьбу. Однако Мосийчук при всей его оппозиционности на эту роль явно не тянет. Да и оппозиционность Мосийчука, равно как и всей Радикальной партии, очень непоследовательная.

Убивать же народного депутата только ради того, чтобы сеять среди украинцев панику, ощущение беззащитности и недоверие к государству, которое не может защитить граждан, кажется не слишком логичным. В данном случае куда проще и эффективнее будет убийство кого-то менее высокопоставленного. Ну и, конечно же, лично Мосийчук не мог представлять совершенно никакой угрозы Кремлю или реализации его внешнеполитических планов.

Вторая версия, которая звучит в связи с покушением на Мосийчука, – «чеченская». Мосийчук известен своими связями с настроенными против Рамзана Кадырова чеченцами. Например, его помощницей является Амина Окуева из батальона им. Джохара Дудаева. Не так давно на нее с мужем также было неудачное покушение. И в том покушении чеченский след виден достаточно отчетливо.

Не нужно забывать и о знаменитом видеоролике 2014 г., где Мосийчук оскорбляет Кадырова и стреляет в его портрет. Этот ролик вызвал в России достаточно большой резонанс. Кадыров даже прокомментировал его, намекнув, что Мосийчука уберут некие его кукловоды с Запада, «если мы до него не доберемся».

Версия личной мести Кадырова тоже имеет право на существование, хотя бы потому, что согласуется с кавказской ментальностью. Другое дело, что знаменитый видеоролик появился целых три года назад и вряд ли у кадыровцев за эти годы не было возможности организовать не слишком сложное по исполнению покушение. Да и практической ценности от убийства Мосийчука для Кадырова нет никакой.

Третья версия – внутриукраинская, связанная не с политической, а с возможной политико-экономической деятельностью нардепа. Мосийчук ранее неоднократно обвинялся во всяческих сомнительного свойства делах, вроде рейдерских захватов или коррупции. В свое время с него даже снимали неприкосновенность, а на всю страну показывали видео, где человек, очень похожий на Мосийчука, брал крупные суммы взяток. Дело это давно заглохло, а вот полукриминальный шлейф вокруг «радикала» остался.

Последняя такая история связана с деятельностью небезызвестного политического провокатора Николая Коханивского, который в день покушения на Мосийчука был посажен под домашний арест. При этом Мосийчук принимал самое активное участие в деле Коханивского, активно защищая последнего. По одной из версий, конфликт Коханивского и еще одного профессионального патриота Руслана Качмалы, сопровождавшийся применением травматического оружия (за что, собственно, Коханивский и попал под суд), был вызван борьбой за дорогую киевскую недвижимость – так называемый «дом Арбузова», где сейчас находится общежитие для атошников. Так вот скандальное здание сгорело в аккурат сразу же после покушения на Мосийчука. И не факт, что это всего лишь совпадение.

Как бы то ни было, у нардепа-«радикала» хватает недоброжелателей и внутри Украины. Причем таких недоброжелателей, у которых есть мотивация для применения противопехотных мин. Так что внутриукраинская версия выглядит не менее вероятной, что бы не заявлял сам Мосийчук или Геращенко.

Политические последствия

Помимо трех основных версий покушения на Мосийчука, в СМИ уже начинают звучать и достаточно экстравагантные. Воспринимать их всерьез достаточно сложно, тем не менее свой медийный эффект на политическую жизнь вообще и Радикальную партию они окажут.

В первую очередь бросается в глаза, что главным выгодополучателем от покушения на Мосийчука станет его непосредственный политический босс Олег Ляшко. Мало того, что после взрыва все тут же забыли о малоприятной для Ляшко истории с его выигрышем на тотализаторе 0,5 млн грн, так еще и история с покушением открывает перед лидером «радикалов» широкое поле для политических спекуляций. Во-первых, наличие в рядах «радикалов» героической жертвы покушения добавляет партии политических вистов.

Во-вторых, в организации покушения на соратника можно обвинять кого угодно – от Петра Порошенко до Юлии Тимошенко, в зависимости от политической конъюнктуры. Ну и, в-третьих, гиперактивный Мосийчук мог брать на себя в партии слишком много. Так что Олегу Валерьевичу не отвертеться от конспирологических теорий о том, что за покушением мог стоять и лично он.

С другой стороны, любое появление подобных теорий Ляшко будет интерпретировать как козни врагов, педалируя исключительно кремлевскую версию покушения (вариант – это были прокремлевские силы, например, из рядов «Оппоблока») как самую выгодную для партии. Собственно, уже сейчас над Мосийчуком вырастает ореол мученика за национальную идею, а гибель его охранника, бывшего «беркутовца», подается как пример необходимости объединения нации перед внешним врагом.

Кроме того, нельзя не отметить, что взрыв у Эспрессо заставит украинцев надолго забыть о главном политическом событии последних недель – «майдане» сторонников Михеила Саакашвили под Верховной Радой. Это, в свою очередь, делает более высоким риск кровавой провокации. Участники протестных акций и до того не гнушались попыток спровоцировать правоохранителей на силовые действия, а теперь это будет последний шанс привлечь к себе внимание. Как бы то ни было, украинская политика еще достаточно долго будет ощущать на себе последствия покушения на Мосийчука.

Террористическая война

Как бы всех не шокировала история с Мосийчуком и кто бы не стоял за дерзким покушением, нельзя не отметить, что политические заказные убийства, в том числе и с использованием террористических методов, стали для Киева за последние годы событиями регулярными. И если вначале жертвами заказных убийств были одиозные экс-«регионалы» и пропагандисты «русского мира» вроде Олега Калашникова и Олеся Бузины, то потом очередь дошла до украинских журналистов (Павел Шеремет), российских перебежчиков (Денис Вороненков), бойцов чеченского батальона (Тимур Махаури, Адам Осмаев), военных специалистов (Максим Шаповал) и вот наконец среди пострадавших народный депутат Украины.

Кто бы не стоял за покушениями и убийствами в каждом конкретном случае, вряд ли можно рассчитывать, что эта кровавая тенденция на Мосийчуке остановится. Также нельзя не заметить, что масштаб фигур, на которых совершаются покушения, постоянно растет. Это с каждым разом все больше напоминает настоящую террористическую войну, и перед украинскими спецслужбами, равно как и перед украинским обществом, встает вопрос об адекватном реагировании на этот вызов. Судя по тому, что убийства и покушения продолжаются, эффективного противодействия этому персональному террору у СБУ и других компетентных органов пока нет, а одной только бдительностью, к которой призывают в таких случаях граждан, явно не обойдешься.



Поділіться цим