Скандалы стали настолько привычными для Вашингтона времен президентства Дональда Трампа, что даже ключевые американские СМИ то ли не успевают за ними, то ли оценивают их по-разному. Наверное, потому, что трудно обнаружить хоть какого-нибудь политика-республиканца, с кем не поссорился бы президент, пишет Максим Михайленко для Деловой столицы.
В частности, он вступил в «твиттер»-перепалку с сенатором от Теннеси Бобом Коркером, припомнив последнему, что тот когда-то претендовал на пост госсекретаря. Дело, однако, в том, что Боб Коркер решил не переизбираться вообще. По его мнению, два срока в Сенате – достаточно. Возможно, если бы не само по себе президентство Трампа, сенатор Коркер не был бы так категоричен. Но, почувствовав себя независимым от обязательств, он, похоже, рассказал все, что думает о главе государства. При этом именно Коркер все еще курирует комитет по иностранным делам и останется в этом статусе как минимум до ноября 2018 г. Белый дом, собственно, даже пытался поддержать переизбрание сенатора, но он отказался от «административного ресурса» в грубой форме.
Существует веская причина, по которой американский «правый» лагерь все равно не поддержал бы Боба Коркера. Она состоит в том, что истеблишмент Республиканской партии уже фактически махнул рукой на Трампа. Более того, сам Трамп все чаще подрывает позиции партийного истеблишмента. Сегодня следует думать, что очередной кадровой мишенью президента и его близкого круга станет госсекретарь Рекс Тиллерсон. В существующую конструкцию Белого дома бывший нефтяной босс откровенно не вписывается. По сути, все содержательные внешнеполитические функции правительства США сегодня попали в руки военных из аппарата администрации президента, спецслужб и Пентагона. Более того, работать с президентом Трампом Рексу Тиллерсону оказалось сложно. Хотя бы просто потому, что они оба – корпоративные боссы на протяжении десятилетий.
В отличие от предыдущих глав Госдепа у Тиллерсона нет специальной миссии (при президенте Обаме у Клинтон это была Ливия, а у Керри – Иран), впрочем, он даже не осознал, что таковая должна быть. Бюрократия Госдепа – самого огромного учреждения – воспринимает Тиллерсона исключительно в штыки: в ее понимании глава ведомства обязан сохранять или расширять штаты, а также искать и находить Госдепу новые применения.
Тиллерсон, впрочем, сначала воплощал в Госдепартаменте предвыборные обещания Трампа. Соответственно, штат был сокращен, а ведомство обездвижено. Возможно, госсекретарь хотел продемонстрировать свою лояльность, но по факту совершил «самострел» – ведь чем меньше ты требуешь, тем меньше тебе дадут, такова традиция любых (в том числе украинских) государственных ведомств. Тиллерсон, таким образом, противопоставил себя ведомству – с одной стороны, а с другой – так и не смог угадать желаний Трампа, в особенности потому, что президент сам по себе ведет себя крайне импульсивно.
В общем и целом, Тиллерсон действовал так, как велел ему Трамп, но при этом не смог ничем прославить хозяина Белого дома или хотя бы как-то наладить отношения с другими проблемными странами в условиях, когда его президент всячески оскорблял их лидеров. Придя из мира корпораций, Тиллерсон, похоже, так и не понял, как именно действует государственный аппарат. Здесь вот что – либо ты его крушишь, либо угождаешь ему, либо уходишь.
Очевидно, именно неврозы госсекретаря побудили его назвать президента «придурком», а прослышавшего об этом Трампа – предложить Тиллерсону совместно пройти тест на IQ. Казалось бы, это какая-то шутка, но в хищном политическом Вашингтоне такие шутки дорогого стоят.
Упрощая, можно сказать, что два корпоративных босса не ужились в Белом доме.
Проблема, однако, в том, что Трамп самолично, всеми правдами и неправдами продавил Тиллерсона на ключевую должность госсекретаря. Уволить его после всего нескольких месяцев в должности означало бы в очередной раз – поскольку никакого политического лидерства Трамп с момента избрания так и не показал – продемонстрировать слабость. Главным образом в подборе кадров.
В принципе Тиллерсона не за что увольнять, но при этом и сосуществовать с ним Трампу непросто. В особенности после серии взаимных оскорблений. По большому счету Тиллерсон мог бы уволиться и сам, но понятная гордость и некоторый уже вкус к политике (в которую его вытащил Трамп) не дают ему этого сделать. А любые уступки в пользу России, с точки зрения ExxonMobil, корпорации, в которой нынешний госсекретарь проработал всю жизнь, надежно заблокированы Конгрессом… Сравнивая с предыдущими президентствами, невозможно представить, чтобы Джон Керри или Хиллари Клинтон не покинули свой пост после откровенных оскорблений со стороны президента (или наоборот).
На фоне такой «Кайдашевой семьи» в Белом доме уже и неудивительно, что демократы впервые за несколько лет озвучили планы о перехвате большинства в Сенате США. Вилами по воде писано, конечно, но бессмысленная и беспощадная внутренняя политика администрации Трампа, равно как и раскол Республиканской партии, довольно успешно продвигаемый бывшим советником президента Стивеном Бэнноном (и не по его ли наущению?), дают некоторые основания оппозиции надеяться на успех. Менее года назад у демократов таких планов не было – их стратегия состояла лишь в том, чтобы сохранить свои нынешние мандаты.
Так или иначе, к Рождеству Трампу придется что-то менять в своем аппарате (например, отослать Тиллерсона послом в какую-нибудь важную страну и выдвинуть на его место Никки Хэйли, нынешнего посла США в ООН). Правда, такие резкие шаги пока «не горят». Да и немало квалифицированных дипломатов не отказались бы возродить Госдеп к жизни.
Что касается жизненных украинских интересов, то Тиллерсон так или иначе всегда несколько смущал Киев своей нефтегазовой биографией и орденом от Путина. Поэтому, если что, скучать мы точно не будем.