Это уже традиция: с конца сентября и почти на два месяца Владимир Путин бросает опостылевшую Москву и принимает всех своих гостей в Сочи, где развлекает публику и пытается предстать «белым и пушистым». И вот опять – сначала перед Пу прошла галерея президентов уже изрядно забытого Украиной СНГ, у которых «очередно» прошел ежегодный саммит. А вот вчера произошло неординарное событие: к Путину прибыли представители крупного немецкого бизнеса. И это имеет свой особый смысл.
Посыл фрау Меркель: они ко мне приехали, наплевав на твои санкции!
В Сочи приехали не рядовые капиталисты, а руководители крупнейших частных компаний, например – Bauer, Metro, Linde, Wintershall, Knauf. «Пострадавший» из-за незаконно поставленных в Крым турбин Siemens направил рядового члена правления. Присутствовали немецкие партнеры РФ по прокладке газопровода «Северный поток-2». То есть, что говорить, это те, кто реально влияет и на европейскую, и на мировую экономику.
Путин начал с констатации состояния российско-германских экономических отношений. Судите сами: объем товарооборота за 2016 год достиг 40,7 млрд. долларов, прямые накопленные инвестиции немцев в Россию составляют уже 18 млрд. В текущем году торговля выросла уже на 25%, а инвестиций пришло больше чем 200 миллионов долларов, на территории РФ действуют больше 5 тысяч предприятий, на которых работают свыше 270 тысяч граждан России, оборот этого сектора якобы превышает 50 млрд. тех же долларов.
Конечно, Путин, может, и соврал – кто знает? Но даже если реальные цифры скромнее, надо заметить: все это статистика в режиме санкций, и как видим их эффект весьма относителен. Санкции заложены на политическом уровне, они согласованы с руководством ЕС. То есть, это некий общий сигнал, который хочет послать Россия Европе: принуждение к прекращению агрессии ничего не дало.
Насколько это соответствует действительности – это даже не вопрос, санкции больно бьют по России не только в экономическом, но и в моральном плане. Это все доказанные факты. Но есть же такой картежный прием – блеф. Что нужно показать Путину? А чтобы всем, в первую очередь канцлеру Германии Ангеле Меркель, было наглядно видно: вот вы там со своими санкциями, а мы – продолжаем работать с вашим бизнесом, и все только и мечтают как бы от ваших доставучих санкций избавиться. И чем дальше, тем сложнее Меркель убеждать своих капитанов экономики в правильности такой политики.
Еще дружеские отношения Путина с предшественником Меркель Герхардом Шредером заложили принцип: немцам в России всегда открыты двери. Вот и стали возможны, даже под санкциями, все эти приведенные выше огромные объемы. То есть: что производителям турбин и электроники из Siemens, что торговым сетевикам из Metro – в России комфортно, даже если их напрямую подставляют, как было с теми же турбинами. Деньги в кармане, и это – главное… Вот такие мораль и ценности.
А к этому стоит добавить, что, обычно, подобные форумы деловых людей все же проводятся как часть программы государственных визитов, когда присутствуют руководители страны, а затем подписываются соответствующие документы под государственные же гарантии. А эта встреча – вызов, Путин сигнализирует Меркель: вот смотри, я позвал и они, не сильно перебирая твоими «политесами», все и приехали, чтобы меня, а не тебя слушать.
О конкретных результатах встречи информации пока нет, кроме довольно странного – о подарке Путину на недавний день рождения в виде именной футболки центрфорварда немецкой сборной (прозрачный намек, что ли?) и почему-то статуэтки Льва Яшина. А еще акционеры строительства «Северного потока-2» заверили, что продолжат строить. И все. Это отсутствие громких заявлений об «очередном прорыве экономической блокады и санкций» и «безумной заинтересованности» немцев в сотрудничестве с Россией настраивает на определенные размышления. И возникает впечатление, что разговор за закрытыми дверями был несколько о другом…
Как «свободных демократов» сделать «не свободными»
Встреча проходила не просто без участия канцлера Меркель и представителей немецкого правительства, а к тому же в обстоятельствах, достаточно для Меркель неблагоприятных. Недавно ее партия ХДС/ХСС хотя и выиграла выборы в Бундестаг, но ни «однопартийно», ни даже в союзе со свободными демократами большинство составить не получается. Поэтому приходится впервые в истории ФРГ проводить переговоры о коалиции сразу на трех – ХДС/ХСС, либералы и «зеленые2. А у партий, особенно тех, которые станут партнерами Меркель, довольно разные позиции по многим вопросам, и это создает условия для маневра и обеспечения влияния на программу и текущую политику будущей коалиции.
Политика сейчас – это не просто, согласно классикам, концентрированное выражение экономики. В западном мире все больше примеров, когда люди из большого бизнеса приходят на высокие должности в разных странах. Примеры Трампа, Макрона, Порошенко – именно об этом. Влияние крупного бизнеса на партии также не секрет, а финансирование тех или иных проектов – может зависеть от интересов и предпочтений опять-таки представителей бизнеса. Что, как воздух, нужно Путину? Конечно – отмена или значительное ослабление санкций, а прежде всего – разрушение единства Европы в этом вопросе и вообще. С политической точки зрения это шанс поиздеваться над инициаторами санкций, среди которых фрау Меркель играет роль главного диспетчера. С экономической стороны гостей де-факто цинично пригласили зарабатывать деньги в России, но под контролем местных и с соответствующей «долей», расходящейся по карманам в Кремле и вокруг. А что? Работали же так десятилетиями – и ничего!
«Политически» пока у Путина ничего не получается. Санкции как были так и остаются. А коалиция в Германии выстраивается для России совсем не идеальная: партия Меркель и «зеленые» на продление санкций настроены решительно. Однако «слабым звеном» предстает СвДП. Во время избирательной кампании ее лидер Кристиан Линднер делал заявления «с душком», мол, давайте требовать от России урегулирования на Донбассе, а Крым – отложим на будущее, когда сложатся условия. И вот теперь, именно Линднер имеет все шансы возглавить министерство иностранных дел. Конечно, хоть нам и не привыкать (один только нынешний глава немецкого МИД Зигмар Габриэль чего стоит), ситуация может сложиться неудобная и для позиции ЕС, и для интересов Украины.
Расчет Путина прозрачен: свободные демократы – партия, электорат которой это, преимущественно, люди связанные с частным бизнесом, именно его интересы она отстаивает. Финансирование партии немецким бизнесом на недавних выборах было щедрым, что дало возможность значительно обновить руководство и партийный бренд и взять 10,8% голосов избирателей (для сравнения – 5 лет назад эта партия вообще не попала в бундестаг с 4,7%). Поэтому повлиять на Линднера для бизнеса – это реально, и Путин вполне мог об этом попросить на встрече в Сочи.
А «зеленые», кстати, всегда были партнерами социал-демократов, а не ХДС/ХСС. Поэтому, как знать, может в Кремле созрел план и относительно «свежего» руководителя «Роснефти», товарища Шредера, экс-канцлера и социал-демократа, который сможет влиять на своих бывших союзников?
Таким образом, вырисовывается интересная для РФ перспектива переговоров о коалиции, которые будут вести Меркель, Линднер и лидеры немецких «зеленых» с 18 октября. Их ход может принести фрау канцлерин много сюрпризов в позициях будущих партнеров, ключ к которым, с большой долей вероятности, нужно будет искать в подробностях встречи Путина с немецким бизнесом в октябрьском Сочи.
Вот и будет нам возможность увидеть, насколько в Европе есть связь между политическими заявлениями и людьми, которые могут на них влиять. Нет, это не прямая история о том, что «бабло всегда побеждает», а российские предложения нечто уникальное для немцев. Это – прозрачное напоминание о том, насколько уязвимой стала вся система отношений в Европе после 2014 года. И только единство ЕС в отношении страны, и вообще единство, в котором Германия играет важнейшую роль, может быть залогом сохранения европейских идеалов – закона, партнерства и демократии.
Виктор Чопа / Укринформ