Отдельные украинские политики с завидным постоянством повторяют кремлевские тезисы по поводу Крыма и Донбасса. Чаще это делается специально, реже – по незнанию или глупости, пишет Сергей Стельмах для Крым.Реалии.
Скандальный народный депутат Надежда Савченко в эфире Радио Крым.Реалии заявила, что власти Украины не должны исключать силового варианта освобождения Крыма. «Крыму нужно предоставить такой же статус, как Донбассу. Мы не должны исключать силовой вариант. Я считаю, что вопрос Крыма решится только силовым путем, когда Украина наберется сил сделать с Россией так, как Россия сделала с Украиной», – сказала политик. По ее мнению, все оккупированные территории необходимо «связать в одно целое для того, чтобы наши западные партнеры не думали, что этот вопрос можно решить легко».
«Я когда-то сказала, что Донбасс можно вернуть путем отказа от Крыма. Меня тогда неправильно поняли, но я имела в виду, что это – тот путь, который рассматривают большинство политиков мира. Никто не предлагает этого открыто, потому что это автоматически осудят. Но это дают понять. Нам нужно заставить относиться к Крыму так, как к Донбассу. Если мы внесем изменения в Конституцию и сделаем Крым не автономной республикой, а частью Украины, то на эти территории будут одинаково распространяться любые решения – как на международной арене, так и в Украине», – сказала Савченко.
Видимо, она не до конца понимает, что Крым де-юре и так является частью Украины. Автономный статус, зафиксированный в Конституции, не делает его обособленной территорией. Далее – самое интересное.
Сначала Савченко утверждала в интервью, что поедет в Крым только после его освобождения, но затем резко поменяла свое мнение. Причем в весьма интересной форме. «Я не поеду (в Крым – ред.), как человек. А как народный депутат, учитывая, что скоро выборы, что там наши люди, о которых надо заботиться… Возможно, надо создать депутатскую группу и поехать», – отметила нардеп.
В целом ее позиция по деоккупации совпадает с мнением ряда экспертов, полагающих, что Киев не должен ограничиваться лишь дипломатическим методами давления на Москву. Например, директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин в начале прошлого года написал содержательный текст по этому поводу. Он призвал руководство Украины понять простую истину: возможности переговорного процесса по Крыму и Донбассу могут исчерпаться уже к 2018-2019 году. Страна способна наказать агрессора и освободить собственные территории, лишь имея сильную армию. В Киеве тогда серьезно опасались, что после смены администрации в Вашингтоне и «усталости» некоторых европейских стран санкции против Кремля будут постепенно ослабляться. Мало кто предполагал, что Москва, опьяненная «Крымнашем», попытается вмешаться в американские выборы и будет поймана за руку.
Савченко не сказала ничего нового. Без крепкой армии и прочих силовых структур Крым не вернуть. Но она (осознанно или нет) опустила главный вопрос: когда наступит удобный момент для освобождения полуострова? Учитывая наличие у Москвы ядерного оружия и места в Совбезе ООН, сделать это можно будет только в условиях жестокого политического кризиса в Кремле. Вариант, при котором Киев идет на восстановление ядерного потенциала, можно рассматривать лишь теоретически.
Многие обратили внимание на этот пассаж, упустив из виду важный момент. Савченко в очередной раз повторила кремлевскую пропагандистскую мантру о том, что «большинство политиков мира» рассматривает вариант обмена Крыма на Донбасс. Возможно, так и было до лета 2015 года, пока россияне не вторглись в Сирию, а затем – во внутренние дела США, Германии и Франции. Теперь ситуация кардинально другая. Госпоже Савченко стоит напомнить, что чешский президент Милош Земан, готовый признать аннексию, бывший немецкий канцлер Герхард Шредер, работающий на Газпром, или несколько записных европейских русофилов – это не «большинство политиков мира».
Брюссель и Вашингтон – категорически против аннексии Крыма, которая подрывает основы европейской стабильности. Речь идет о принятии многочисленных резолюций со стороны влиятельных международных организаций и нарастающем дипломатическом давлении на Россию. Тема полуострова периодически возникает в международной повестке. Американцы и европейцы прикрывают лазейки для обхода санкций. В Государственном департаменте США постоянно напоминают, что между Крымом и Донбассом нет существенной разницы. И все это очень раздражает Москву, которая считает Крым «своим», но полноценно им распорядиться так и не может.
Следующий важный момент – предполагаемый визит Савченко в Крым и ее путанные объяснения по этому поводу. Она уверена, что в Украине «скоро выборы» и нужно «заботиться» о людях. Причем тут выборы и аннексированный Крым, жители которого физически не могут проголосовать на украинских выборах? Местные «власти» и их московские кураторы готовы пустить на полуостров иностранных политиков и наблюдателей, но только при одном условии: визитеры должны признать Крым «российским». Летом 2015 года они «прокололись» с неофициальной турецкой делегацией – группа во главе с профессором Зафером Ускюлем, посетив Крым, подготовила отчет, в котором указала на факты нарушения прав человека. С тех пор на полуостров пускают только «проверенные» делегации. Судя по настроению Надежды Савченко, она уверена, что ей дадут въехать. Стоит напомнить, что она уже оскандалилась с тайной поездкой в Минск, где встречалась с главарями террористических «республик» и российскими эмиссарами.
В обоих случаях Надежда Савченко использует формулировки, выгодные Москве. Первая – что Крым якобы де-факто признан российской территорией. Вторая – о якобы высокой вероятности досрочных выборов в Украине с последующей сменой власти. Как известно, оба этих политических сюжета активно раскручивает кремлевская пропаганда. При этом тема силового освобождения Крыма у Савченко прозвучала исключительно для «фона». Мы не можем утверждать, что она делает это специально, но ее слишком часто ловят на слове. Савченко уже открыто называют «агентом Кремля» в Украине. Если она действительно отправится в Крым и сделает еще пару неуклюжих заявлений – ее имидж в глазах общественности испортится окончательно.