п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Морская блокада Крыма: кого не наказала Украина, того «наказывают» небеса Два судна-нарушителя арестованы, два ушли на дно, и еще одно раскололось пополам. Владельцы остальных – берегитесь!

Несмотря на сложную политическую ситуацию вокруг аннексированного Россией украинского полуострова, решение украинских властей о закрытии крымских портов и международные санкции – суда из разных стран продолжают везти грузы в Крым, за что попадают в «черный список» (базу данных судов-нарушителей ведут эксперты мониторинговой группы «Майдан иностранных дел» совместно с журналистами украинского интернет-портала BlackSeaNews. – Авт.).

За последние три с половиной года Крым вопреки санкциям «посетили» более 300 кораблей, двое из которых арестованы, двое – без всякого вмешательства «ушли на дно», и еще один – турецкий сухогруз «Leonardo», который неоднократно перевозил через керченский порт Камыш-Бурун ильменит для завода «Титан» в оккупированном Крыму – в ночь на 23 августа раскололся пополам у входа в пролив Босфор. Укринформ попытался разобраться, почему за последние три с половиной года к ответственности привлечены только два корабля-нарушителя (без учета тех, кого «постигла карма»)? И насколько такая результативность приемлема в нашей геополитической ситуации.

Заходить в крымские порты – дело рискованное

В крымский морской «черный список» по состоянию на 1 мая 2017 года внесено 300 морских судов под флагами 33 стран, которые осуществляли за последние три года грузовые и пассажирские перевозки в порты оккупированного Крыма. Так, в 2014 году в порты оккупированного Крымского полуострова заходили 144 судна, в 2015 году – 162 судна. Не изменилось их число и в 2016 году – тоже 162 судна. Похоже, порядок цифр не изменится и в 2017 году, ведь только за первые четыре месяца в крымских портах зафиксировано появление 112 иностранных судов, из которых 90%, конечно же, оккупационные – российские. Причем присутствие россиян постоянно растет. Традиционно продолжают нарушать украинское законодательство турецкие, румынские и болгарские судовладельцы, а вот доля судов других стран уменьшается.

Если судно находится в открытом море – поймать его практически невозможно. Другое дело, когда нарушитель «засветился» в территориальных водах Украины, где его уже ожидают наши ВМС и пограничники. Впрочем, за последние три с половиной года такие задержаний можно пересчитать на пальцах одной руки (и то будет многовато).

24 марта 2015 года турецкий сухогруз Kanton под флагом островного государства Тувалу имел неосторожность зайти в Херсонский морской порт после того, как в июле 2014 года посетил аннексированный Севастополь . Здесь его и арестовали. Сегодня судно стоит пришвартованное в Херсонском морском торговом порту.

30 ноября 2016 года, при проходе по Дунаю румынский сухогруз Sky Moon, который «отметился» в Крыму, был задержан сотрудниками Госпогранслужбы. Операция по задержанию напоминала эпизод из голливудского фильма. Высадка досмотровой группы на судно проходила в экстремальных условиях – ночью и на ходу. Капитан проигнорировал законные требования пограничников остановить судно и принять досмотровую группу на борт. Поняв, что наказания не избежать, он приказал механикам имитировать поломку машины. Однако специалисты Морской охраны пограничного ведомства быстро поняли эти капитанские хитрости и заявили о готовности принять на себя управление судном для его конвоирования в ближайший порт Украины. В отчаянии, капитан попытался направить судно на мель, чтобы гарантировать его неподвижность и не дать завести в порт. Увидев угрожающий маневр, чтобы избежать навигационной опасности, украинские пограничники насильно отстранили капитана от управления судном, которое затем отбуксированы в территориальные воды Украины и арестовали.

Напомним, что по отечественному законодательству, заходом в порты аннексированного Россией Крымского полуострова судовладельцы, капитаны и экипажи судов совершают преступление, предусмотренное статьей 332-1 Уголовного кодекса Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». Согласно нормам закона, члены экипажа судна, находящиеся на его борту, попадают под административную и уголовную ответственность за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию. И если обычные члены экипажа могут отделаться серьезными штрафами от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700-5100 грн) или административным арестом на срок до 15 суток, то судовладельцу и капитану судна — не позавидуешь: им «светит» лишение свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией транспортного средства.

После «голливудских» арестов судов-нарушителей стало меньше. Испугались?

Казалось бы, два ареста судов-правонарушителей из трехсот – это такой «мизер». Но аналитики успокаивают, наоборот, это очень хороший результат. Ведь это привело к тому, что в крымских портах стало существенно меньше иностранных кораблей, констатирует эксперт по вопросам судоходства в Черном море, председатель наблюдательного совета Фонда «Майдан иностранных дел», главный редактор интернет-портала «BlackSeaNews» Андрей Клименко.

«Фонд «Майдан иностранных дел» ежедневно мониторит, кто и когда зашел в крымские порты, а затем передает всю информацию о нарушителе компетентным органам. И как только судно-нарушитель «засветится» в украинских территориальных водах – наши правоохранители сразу его задержат. Об этом хорошо знают добропорядочные судовладельцы, которые, после арестов турецкого балкера Kanton и румынского сухогруза Sky Moon, боятся заходить в крымские порты. Считаю, что это очень хороший результат», – говорит эксперт.

Логично задать вопрос: а что делать с судами, в том числе – российскими, которые нагло продолжают ходить в крымские порты, не приближаясь к портам материковой части Украины? Неужели нарушителям все сойдет с рук? «Нет, не сойдет, – убеждает Андрей Клименко. – Есть и другие механизмы наказания».

По его словам, согласно международным конвенциям, наша страна имеет право требовать ареста кораблей-нарушителей морской блокады в любой точке земного шара. Правда, реализовать подобные механизмы непросто, поскольку к процессу необходимо привлекать международные суды. Работа в этом направлении идет, но не настолько быстро, как бы нам хотелось.

«Что касается российских кораблей-нарушителей, то для них украинская сторона готовит «сюрприз». Мы знаем, что флот компаний судовладельцев из Петербурга, Мурманска, Архангельска спокойно заходит не только в порты оккупированного Крыма, но и в европейские порты, нарушая международные, в том числе и американские, санкции. И уже готовим соответствующую информацию для финансовой разведки США. А уж если американцы поймают эти компании «на горячем», то те моментально получат «черную карточку» от правительства США и запрет доступа к кредитам и счетам не только в американских, но и европейских банках».

Санкции разоряют крымские морские порты

Несмотря на существующие «дыры» для морского сообщения, Крым сегодня, по мнению эксперта, достаточно заблокирован. Ведь решение украинского правительства о закрытии крымских портов и применение международных санкций уже привело к полному параличу Евпаторийского, Ялтинского и Феодосийского портов. Даже россиянам не удается «загрузить» их работой.

«После блокады и санкций Крым на 90-95% потерял морскую составляющую, – говорит Андрей Клименко. – В крымские порты практически перестали ходить иностранные суда, и тем более – суда из Украины, которые раньше ходили туда в большом количестве. Сегодня ежемесячно туда заходят примерно 30-40 судов, преимущественно российских, а также небольшое количество турецких, румынских и болгарских. Кроме того, из-за дефицита судов РФ вынуждена привлекать на крымские маршруты суда, принадлежащие владельцам из «проблемных» государств, таких как Ливан, Сирия, Египет и Ливия. Но даже это не спасает ситуацию, потому что грузооборот упал, выручка тоже. Более-менее в рабочем состоянии остается только Севастопольский порт и, конечно, Керченский – основной путь из РФ в Крым».

Мирослав Лискович / Укринформ



Поділіться цим