п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Лукашенко между Трампом и Болтоном: Какова роль Беларуси в будущей сделке по Украине Белорусскому президенту американцы действительно предложили сотрудничество «по полной программе»

По официальной версии, Джон Болтон обсуждал с Александром Лукашенко разморозку отношений между Беларусью и США. По неофициальной – речь шла об Украине.

Официальная часть с привкусом неофициальной

Американских политиков такого уровня в Беларуси не было с января 1994 г., когда Минск посетил Билл Клинтон, — он встречался еще со Станиславом Шушкевичем. С Александром Лукашенко американцы встречаться откровенно брезговали, а в 2008-м даже отозвали из Минска своего посла (его там нет и поныне). Так что приезд в Минск 29 августа советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона был обречен оказаться в центре внимания во всем регионе.

Слово «регион» здесь ключевое, поскольку Александр Лукашенко на фоне украинских событий старательно позиционирует себя как главного донора региональной безопасности. Встреча лидеров «Нормандской четверки» стала для него несомненным прорывом, и теперь он всячески продавливает проведение в Минске саммита «Хельсинки-2», на который, по его мнению, должны приехать главы ООН, США, России, Китая и ЕС, чтобы вместе прекратить «новую холодную войну». Ну и сам Лукашенко там, конечно, весь в белом…

И хотя влажным мечтам белорусского лидера сбыться, скорее всего, не суждено, официальные белорусские СМИ сообщили, что, дескать, Джон Болтон предложил президенту Беларуси обсудить вопросы региональной безопасности и двустороннего сотрудничества. Перед встречей с Лукашенко Джон Болтон отметил значительные изменения, произошедшие в отношениях между Беларусью и США, и назвал темы, которые хотел бы обсудить: «Уже прошло достаточно много времени с распада Советского Союза, геополитическая ситуация изменилась. Она меняется даже во время нашего разговора. Поэтому есть региональные вопросы, есть вопросы, связанные со странами, которые географически находятся далеко отсюда, но они также влияют на ситуацию здесь. Это мы также хотели бы обсудить».

Сам Лукашенко уже в начале встречи, перед телекамерами, всячески показывал, что именно он — хозяин положения. «Я предложил бы обсудить откровенно, даже по-дружески все вопросы наших отношений. Пусть они будут неприятными для Беларуси, но вы должны их обозначить. Я также откровенно и честно обозначу те вопросы, которые считаю нужным обозначить перед вами для дальнейшего нашего сотрудничества, в том числе которые, может быть, не очень приятны будут для США, — заявил глава Беларуси. — Несмотря на всю шумиху, которая происходит вокруг вашей поездки, здесь много положительного. Мы постоянно с момента ухудшения наших отношений с США предлагали закрыть эту нехорошую страницу и начать с нового листа наши отношения».

О чем Болтон и Лукашенко говорили за закрытыми дверями — неизвестно. Сам советник американского президента потом сказал журналистам: «На переговорах с Лукашенко не принято конкретных решений, проблемные вопросы не разрешены, но дискуссия важна для дальнейшей работы».

Однако в последовавшем интервью Болтон отметил, что обсудил с Лукашенко тесные связи Беларуси с Китаем и Ираном, а также то, какие переговоры белорусский президент вел с тамошними лидерами. «Нам важно говорить об угрозах, которые исходят от Китая, в том, что касается кражи интеллектуальной собственности, принудительного трансфера технологий, нарушения правил международной торговли — тех вещей, которые дали им несправедливое преимущество. С Китаем есть очень много вопросов. Конечно же, сегодня мы просто прошлись по поверхности, но я доволен, что мы с президентом обсудили эти вопросы», — сказал он.

Интересно, что белорусская сторона всячески показывала, что на самом деле разговор шел об Украине. Как сказал журналистам министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, американская сторона уехала с пониманием готовности Минска сделать все для урегулирования ситуации в Украине. Потом добавил: «Александр Лукашенко изложил известную точку зрения на ситуацию в Украине и наши предложения относительно того, как можно было бы преодолеть этот конфликт. Когда спорят, надо ли Соединенным Штатам присоединяться к этому формату по урегулированию конфликта или не надо, главное — разрешить конфликт. Если участие США и других стран позволит ускорить этот процесс, то кто тогда против? Я думаю, что все согласятся с этим».

Без подарков не обошлось. Александр Григорьевич передал в подарок Дональду Трампу кортик, его супруге Меланье — льняную скатерть, публично посетовав, что, наверное, в США уже не умеют делать изделия изо льна. Самому Джону Болтону Лукашенко подарил шоколадку без сахара. Он всем их дарит.

В Кремле расценили визит советника президента США по нацбезопасности в Минск как внутреннее дело Беларуси. «Говорить о тесном взаимодействии Беларуси и США, нам кажется, в настоящий момент не приходится. Речь не идет о полноформатных официальных контактах. Это визит на рабочем уровне», — заявил пресс-секретарь Путина.

За кулисами региональной политики

Как бы ни хотелось Лукашенко ощутить себя политическим игроком мирового уровня, за пределы восточноевропейского региона его никто выпускать не собирается. Но в разрезе российско-украинского конфликта позиция белорусского президента действительно имеет вес. А Джон Болтон не случайно прилетел в Минск прямиком из Киева.

Пока официальный Кремль высокомерно-презрительно характеризовал поездку Болтона в Минск как нечто несерьезное, подконтрольные этому самому Кремлю российские СМИ продвигали совсем другую повестку. Вот ее главные пункты: Лукашенко во время встречи с Болтоном отметил ключевую роль США в сдерживании «политики России в регионе». И попросил помощи в том, чтобы самому избавиться от российского влияния. Также Беларусь готова покупать нефть и газ в США. Также Лукашенко запросил у правительства США $15 млрд. Взамен обещал заморозить членство в интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Также обсуждали отмену санкции против членов семьи Лукашенко. Наконец, Лукашенко дал понять, что недоволен сотрудничеством с Китаем и не против выгнать китайцев из Беларуси, но только в случае компенсации.

Также якобы договорились о возвращении послов к маю 2020 г., после чего Лукашенко будет рад совершить официальный визит в Вашингтон. До этого в Минске откроется офис USAID и фонда Маршалла. Наконец, Лукашенко передал через Болтона приглашение для Трампа и Кушнера приехать в Беларусь.

Здесь россияне по привычке мешают правду с ложью. Действительно, в Беларуси рассматривают возможность покупать через Польшу американский СПГ — просто потому, что непонятно, чем закончатся осенние переговоры с РФ о ценах на газ для Минска на несколько следующих лет (сейчас Беларусь покупает у «Газпрома» газ по $129 за тыс. куб. м). Но, скорее всего, договорятся, ведь если даже Беларусь начнет покупать американский газ, для Москвы это будет настоящий эпик фейл.

С нефтью то же самое. Государственная «Белорусская нефтяная компания» (кстати, главный продавец белорусского бензина и дизтоплива в Украину) наняла лоббиста Дэвида Генкарелли, чтобы добиться смягчения санкций и получить разрешение на закупку американской сырой нефти. Генкарелли поможет белорусам получить особую лицензию от Министерства финансов США для «закупки сырой нефти с доставкой на нефтеперерабатывающие предприятия Республики Беларусь», сообщают информагентства.

Однако главная тема встречи все-таки была другой — о чем россияне старательно молчали. Но это уже наш инсайд. Как только Джон Болтон прибыл в Минск, из аппарата Александра Лукашенко просочилась информация о том, что белорусскому президенту американцы действительно предложили сотрудничество «по полной программе». Но только если он, во-первых, выступит за приглашение США в «Нормандский формат». Во-вторых, поддержит тот план украинского урегулирования, которые предложат европейцы вместе с США (и который вряд ли обрадует Киев). В-третьих — окончательно помирится с Варшавой, с которой у Лукашенко после «потепления» 2016-го вновь начала расти напряженность.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим