п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Сергей Стельмах: Долговая амнистия – сомнительный подарок для крымчан Кремлю нужно отвлечь внимание жителей Крыма от череды громких провалов

Москва готовит Крыму якобы прощение долгов перед украинскими банками. Намерение сугубо политическое, дабы приободрить население перед выборами президента, – пишет Сергей Стельмах для Крым.Реалии. – После Кремль может в любой момент пересмотреть это решение.

В минувшую пятницу Госдума приняла во втором чтении поправки к федеральному закону № 422 о погашении долгов крымчан перед украинскими банками. По информации издания «Коммерсант», Фонд защиты вкладчиков (ФЗВ) планируют наделить правом реструктуризации долга или полного его списания. Сам фонд перейдет в распоряжение крымских «властей». Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое владеет ФЗВ, должно будет перечислить в фонд 1,5 млрд рублей неизрасходованного имущественного взноса.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков уточнил, что речь в законопроекте не идет о гарантированном списании долгов. ФЗВ имеет такое право, но не обязанность. Изюминка документа в том, что конкретные правила, определяющие отношения фонда и заемщиков, предлагается передать на уровень Крыма и Севастополя. Там уже готовят региональные «законопроекты», предполагающие, что долг или часть долга до 5 млн рублей подлежит безусловному списанию. Большие суммы могут быть списаны, в зависимости от «обстоятельств, имеющих существенное значение для личности заемщика».

«Долговая эпопея» в Крыму продолжается с начала аннексии. Изначально президент Владимир Путин непрозрачно намекнул, что платить украинским банкам не нужно. Затем в декабре 2015 года приняли указанный закон №422, который поверг в шок республиканские «власти». Путин его подписал без возражений. Документ определил порядок взыскания долгов крымчан перед украинскими финучреждениями, покинувшими полуостров.

Взимать деньги могли аккредитованные при ФЗВ российские компании, которые приобрели долги у украинских банков. На данный момент в фонде аккредитованы четыре компании. Они приобрели более 1 млрд рублей долгов крымчан. Администрация президента России и руководство Госдумы не удосужилось даже поставить крымские «власти» в известность о разработке документа. В «госсовете» и «совмине» неоднократно заявляли, что намерены инициировать поправки к принятому документу, но дальше разговоров дело не пошло.

Нынешний проект – инициатива Кремля. Сомнительно, что депутаты всерьез задумались о проблемах крымчан. Российский парламентаризм давно стал формальностью, а Госдума де-факто превратилась в «законотворческое» подразделение администрации президента. С одной стороны, принятие такого проекта говорит о непоследовательности Москвы, а с другой – речь идет о вынужденных мерах со стороны Кремля. Причины тут две. Первое – предстоящие выборы президента России, назначенные на очередную годовщину «присоединения» Крыма. Окружение Путина рассматривает голосование как «референдум» о доверии действующему президенту. Незаконное голосование в оккупированном Крыму станет неким подтверждением «исторического выбора», сделанного в 2014 году. Сомнительно, что крымчане, поиздержавшись за четыре года российского «изобилия», покажут северокорейские 97% за Владимира Путина. Именно на такой результат нацеливается Кремль.

Им нужны показатели, примерно равные результатам оккупационного «референдума». Можно «нарисовать» любые цифры, но имеются непубличные факторы, которые делают такой вариант бессмысленным. Выборы главы государства – важный показатель эффективности республиканского «руководства». В путинской «вертикали власти» качество работы губернаторов определяется персональной лояльностью и умением показать нужный результат на выборах. Экономическое состояние региона и уровень благосостояния значения не имеют. Крымскому «главе» Сергею Аксенову и «спикеру» Владимиру Константинову придется мобилизовать на выборы всех, имеющих право голоса. Одними бюджетниками и административным ресурсом тут не обойдешься. Кремлю и республиканской «власти», дабы завлечь людей на избирательные участки, необходимо дать им реальные «плюшки». На одних разговорах о «больших деньгах» из России уже не выедешь. Долговая амнистия – один из таких электоральных пряников.

Второе, действия Кремля – реакция на укрепление Украинского государства и антимосковскую тактику Запада. Первые полтора года аннексии сторонники России в Крыму жили под лозунгом «в Украине еще хуже». Теперь самому наивному обывателю очевидно, что уровень жизни на полуострове заметно упал по сравнению с 2013 годом. Украина сохранилась как государство, заручившись поддержкой Брюсселя и Вашингтона. «Разваливающаяся» страна никогда бы не получила безвизовый режим с ЕС. История с турбинами Siemens подчеркнула технологическую отсталость России, слабость страны перед режимом санкций и неспособность полноценно обеспечивать Крым. Властям страны нужно отвлечь внимание крымчан от череды громких провалов.

Радоваться кремлевской щедрости не стоит. Долговая амнистия – сомнительный подарок. После выборов Москва с легкостью может отобрать этот «пряник», изменив федеральный закон или надавив на республиканское «начальство». Критерии для списания украинских кредитов изначально выглядят размытыми. Под давлением центрального правительства ФЗВ может пересмотреть их в любой момент. Для этого имеются объективные причины. Закон №422 принимали в угоду околокремлевскому бизнесу (выбивание долгов), а также из имиджевых соображений.

В России официально более шести миллионов граждан не могут выплатить кредиты. Если посчитать вместе с членами семей, окажется, что около 20 млн. россиян напрямую или опосредованно имеют проблемы с банками. Они могут воспринять послабления для крымчан как личное оскорбление. Особенно с учетом того, что после аннексии доллар в стране «подскочил» в два раза. Обыватели, невзирая на патриотический пафос, уверены, что причина именно в Крыме. Москве, дабы лишний раз не будоражить население, придется пересматривать преференции для республики.



Поділіться цим