Помнится, главным аргументом Putinverstehers в недрах этой организации в пользу возвращения делегации РФ был тот, что в противном случае граждане России лишатся возможности защищать свои права в ЕСПЧ. Довод лукавый изначально, поскольку гораздо ранее Кремль посредством своего Конституционного Суда сам ограничил эту возможность.
Теперь же российский режим откровенно плюнул в лицо собственных клиентов в Европе, де-факто уничтожив эту лазейку нормой о приоритете национального законодательства. Проделано это в иезуитской манере – изменениями, спрятанными в периферийных конституционных статьях. При этом ПАСЕ, стараясь ради Москвы, по сути, ликвидировала возможность изгнания делегаций из своего состава, поставив под вопрос свою приверженность идеалам защиты прав человека и демократическим стандартам.
Совет Европы, конечно, всегда был организацией, как сказал бы Борис Ельцин, «с загогулиной», но сегодня он максимально уклонился от буквы и духа Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Не говоря уже о том, что в СЕ/ПАСЕ продолжает входить страна, оккупирующая территории четырёх других стран-членов СЕ/ПАСЕ и массово нарушающая права граждан, проживающих на этих территориях, подвергая их к тому же этническим чисткам.
В условиях подобной деградации политической и общечеловеческой нравственности – ситуация зашла в глухой угол, а СЕ/ПАСЕ стремительно теряет авторитет, пожирая средства тех стран-членов, которые продолжают выполнять свои обязательства.
Весь этот комплекс явлений и процессов неизбежно ведёт к переменам в архитектуре европейской безопасности – в частности, отделения здоровых сегментов от тех, которые заражены коронавирусом политической коррупции. Достаточно ли в Европе здоровых сил для подобной реорганизации институционального поля – выпрямления российской загогулины – покажет ближайший год.
Максим Михайленко / Facebook