Субботнее, за день до безвиза.
С самого детства «заграница» была для меня запретным плодом. Это было что-то сакральное. Она притягивала и манила. Я читал о других странах, искал любую информацию о музыке, спорте, культуре, политике Запада и тд. Не забывайте, что это было во времена СССР, и мы жили за железным занавесом.
Информации не было или она была только в виде пропаганды – как на Западе всё плохо и как в СССР всё хорошо. Интернета тоже не было.
Поехать и самому посмотреть тоже было нельзя. Нужны были выездные из СССР визы сначала (то есть, разрешение от СССР на выезд), а затем уже – въездные визы. Но при СССР вы не могли пойти сами и оформить себе загранпаспорт – этим занимался только специальный орган (филиал КГБ) – ОВИР. Поехать за границу могли только члены коммунистической партии (в основном). В основном – только в социалистические страны. И только после проверки на лояльность от КГБ.
С развалом СССР начали появляться возможности самому оформить в ОВИРе загранпаспорт. Для этого нужно было ходить много раз отмечаться и подтверждать своё место в очереди, дневать под ОВИРом и ночевать, брать его штурмом и так далее. Ад, который никогда не повторится..
Я так подробно пишу о «железном занавесе» потому, что нынешнее поколение вообще себе этого не может представить. Оно не может представить насколько изменился мир, и насколько это прекрасно, – что Украина имеет сегодня безвизовый режим со странами Евросоюза.
Моей первой «заграничной» страной в 1990-м году должна была стать Болгария. Мы студентами ехали туда в трудовой лагерь – работать на прачечной в отеле и отдыхать на море после работы. Но я буквально накануне поездки попал в аварию и вместо Болгарии оказался в Черкассах в реанимации.
Через некоторое и короткое после выздоровления время я попал все таки за границу. Это была Венгрия и город Ньиредьхаза. Меня завораживало всё – вагоны на вокзале, объявления о поезде или электричке от диктора на вокзале (до сих пор мне это нравится в разных странах – звуковой сигнал перед объявлениями в разных странах разный), автобусы, магазины и витрины, запах кофе и выпечки на улицах… Люди, которые ярко одеты и которые говорят на других языках.
Помню, что я останавливался возле витрин и смотрел на манекенов с модными и красивыми вещами на них. И мои друзья меня постоянно звали (они были за границей уже пару раз до того). Затем был прекрасный, шикарный Будапешт.
В какой бы город или страну я ни попадал в дальнейшем, – я сразу говорил себе – «Здесь я бы мог, смог жить». Я мог бы (и хотел) жить везде – только не в Совке. Так я не любил эту Империю Зла.
Счастье, что сегодня всё по-другому.
Счастье, что многие того – другого не помнят и не знают.
Счастье, что Украина – это Европа сегодня. Снова…
Олег Пономарь / Facebook