Прошедшая неделя прошла под знаком корпоративной отчетности, которая сыпалась на инвесторов как из рога изобилия. Более того, почти все выходящие отчеты оказывались лучше ожиданий инвесторов и спекулянтов, что не только радует, но и удивляет на 10-м году беспрерывного экономического роста, – пишет Сергей Фурса для Нового времени. – На фоне этих цифр индекс S&P500 уверенно шел вверх, на горизонте маячили исторические максимумы, пока индекс не споткнулся о Фейсбук. Нет-нет, отчетность компании тоже порадовала, но вдруг, откуда ни возьмись, вышел финансовый директор и заявил, что цифры прироста популяции Фейсбука уже не будут такими, как прежде. Во всем виновата новая политика прайвеси. Немного цензуры, немного пуританства – и динамика новых пользователей уже не так и радует. Особенно ее прогноз. Рынку это не понравилось, более того, он сильно испугался, в результате чего компания за день потеряла около 20%, а снижение капитализации составило $100 млрд, что стало рекордом за всю историю. Впрочем, если помнить, что с момента своего недавнего размещения на бирже (всего пару лет прошло, между прочим) акции Фейсбука выросли в 10 раз, то вряд ли можно говорить о трагедии в семье Цукерберга. Сам же индекс S&P500 закрылся на отметке 2837 пунктов, немного опустившись с завоеванных высот.
Но на каждый Фейсбук найдется свой Amazon. Цифры последнего вышли уже после закрытия торгов, так что в котировках пока они не отражены, но если вы были акционерами компании, то у вас мог бы случиться оргазм. Прибыль за квартал в $2,5 млрд тому доказательство, тем более это в два раза выше, чем ожидания аналитиков. Так что спекулянты должны уйти на выходные в хорошем настроении. Если, конечно, в пятницу не произойдет какой-нибудь форс-мажор или очередной твит президента Трампа. Правда, нынче его Twitter создает проблемы уже для Турции. Как оказалось, в Турции судят какого-то американского пастора, и не за растление малолетних, как вы могли бы подумать, а за шпионаж и прочие преступления против государства. И судят давно, еще с 2016 года. Но именно сейчас вдруг о нем вспомнили и пригрозили санкциями Турции. Возможно, в попытках отвлечь внимание от зашквара с Путиным, после которого на горизонте замаячили новые санкции, причем в виде почти готового законопроекта, касающегося государственного долга (а это уже серьезно), Трамп решил устроить маленькую победоносную войнушку, по крайней мере, в плоскости пиара. Тем более, электорату Трампа, ковбоям и религиозным жителям провинции, защита пастора точно понравится и они потребовали бы стереть Турцию в радиоактивный пепел (все равно они не знают, где эта Турция и причем тут она ко Дню Благодарения), даже если бы старичок приставал ко всем мальчикам от Стамбула до Анкары. И теперь ход Эрдогана, у которого тоже гонора хватит, и который может и принципиально повелеть казнить пастора на площади если что. Но и санкции ему сейчас совершенно не к месту, ведь Эрдогану и так повезло, что настроение на развивающихся рынках на этой неделе было позитивным, и рынки лишь немного прикопали Турцию после решения не повышать ставки, в котором угадывалось заботливое влияние президента.
Украина тоже получила свою порцию позитива от хорошего настроения на развивающихся рынках. Украинские бумаги прибавили в среднем пару пунктов и слова министра финансов о том, что сразу после решения МВФ страна вернется на первичный рынок, упали на благодатную почву. Линейка суверенных бумаг торгуется в диапазоне 6,0%-8,3%. Помогло и то, что МВФ наконец-то прочитал переведенный законопроект об антикоррупционном суде с уже новой правкой и не нашел в нем нового подвоха. Как результат, позитивный вывод и ключевая роль отводится теперь переговорам о росте тарифов. А там пока тишина. И можно предположить, что период тишины затянется. Через две недели весь МВФ уйдет в отпуск, и если миссия не приедет до этого времени, то все перенесется на сентябрь.
На родном отечественном фронте сказалось погашение крупного объема ОВГЗ, которое состоялось 25 июля и которое почувствовали даже пенсионеры. В этой серии было много денег нерезидентов. Бумаги были размещены в конце января, и именно после этого стартовало сезонное укрепление гривны. Теперь же нерезиденты выходили, причем начали делать это загодя. Но все равно большая часть осталась до последней недели и теперь активно конвертировалась в доллары, фиксируя доходность, полученную как от высокой ставки, так и от того самого сезонного укрепления гривни. Давление на украинскую валюту усилилось, и даже помощь Нацбанка, который дважды выходил с интервенциями и продал как минимум $70 млн из резервов, не удержало гривню от умеренного снижения. За неделю украинская валюта потеряла около 40 копеек и к пятнице торговалась уже около отметки 26,7 гривен за доллар. И теперь самое любопытное, станет ли текущая ситуация поворотной точкой, с которой стартует уже сезонное ослабление валюты, или гривна сбросит тяжесть нерезидентов и еще месяц продержится около своих локальных максимумов. Так или иначе, результат все равно будет тот же, сезонность и страсть местных бюджетов тратить деньги в декабре еще никто не победил, но любопытно.
Актуальность привлечения транша МВФ все больше заметна и на местном долговом рынке. Минфин проводит аукционы, привлекает гривневые ресурсы, но пока в этом году больше погасил бумаг, чем привлек денег с рынка, что довольно-таки ненормально. Помогло бы, если бы НБУ отказался размещать свои двухнедельные депозитные сертификаты, но это противоречит стремлениям того же НБУ убрать деньги из системы для борьбы с инфляцией. Впрочем, можно предположить, что если ситуация станет совсем критичной, то регулятор смилостивится и отпустит часть денег правительству. Но для этого надо нечто большее, чем пару дней задержки пенсий. И пока звучит «деньги есть, но вы держитесь. Сами». А на рынок акций вернулась ликвидность. Не в таком объеме, конечно, как пролилась на Киев и не та, что была еще в 2011 году (не говоря уже о 2007), но объёмы торгов до устранения УБ фактически восстановились. А сам виртуальный индекс УБ даже подрос, дойдя до отметки в 1619 пунктов.