Ракеты на украинско-белорусской границе России уже не помогутПрезидент России Владимир Путин предлагает Государственной Думе (внес соответствующий законопроект) разрешить использование средств противовоздушной обороны на границах Беларуси с ЕС и Украиной. Все это выглядит как ратификация протокола «О внесении изменений и дополнений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь от 3 февраля 2009 г». Протокол был подписан еще 2 ноября 2016 года в Минске, пишет Юрий Сандул для Укринформа.
В сообщении, которое содержится на сайте Госдумы, не за что зацепиться, чтобы дать какую-то определенную конкретную оценку последствий шага, который Путин предлагает сделать российским законодателям. Разве что вот этот отрывок: «…вносятся изменения, касающиеся организационно-штатной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и порядка применения оружия и боевой техники дежурными по противовоздушной обороне при совместном выполнении задач боевого дежурства». Здесь можно разглядеть и намек на увеличение средств российской ПВО на территории Беларуси, и на упрощение (то есть, грубо говоря, без согласия Беларуси) принятия решения на их применение. А еще учтем, что усиление российской ПВО в Беларуси идет параллельно с подготовкой к проведению масштабных российско-белорусских военных учений «Запад – 2017». Возможно, является элементом этих учений, причем таким элементом, который не исчезнет после их окончания.
Впрочем, для нас достаточно видеть очевидное: Россия увеличивает свое военное присутствие на территории Беларуси, причем – вблизи украинско-белорусской границы. И пусть нас не вводит в заблуждение это «средства ПВО». Во-первых, нет и не может быть четкого разделения оружия на оборонительное и наступательное; если российские ракеты ПВО не позволят украинской авиации подняться в воздух, чтобы атаковать врага, который вторгся со стороны Беларуси, то эти ракеты уже никакие не оборонительные. Во-вторых, средства ПВО нуждаются в наземной охране, а это и означает повод (или прикрытие), чтобы разместить на украинско-российской границе части сухопутных войск РФ.
Есть и другая очевидная вещь: Россия концентрирует войска в самом центре Европы возле границ Украины, Польши, Литвы. А это уже – границы с НАТО и ЕС. И не важно, под каким «соусом» это делается (учения «Запад – 2017»). Агрессор всегда проводит концентрацию войск под предлогом маневров, другого просто не придумать. Кроме того, в последние дни в социальных сетях появились десятки сообщений (с видео и фото) о передвижении (в основном – по железной дороге) российской бронетехники чуть ли не по всей европейской территории РФ.
Как на все это должен реагировать мир и Украина? Нам, конечно, можно еще раз вспомнить заверения президента Беларуси Александра Лукашенко, данные им в Киеве нашему президенту меньше месяца назад, что «территория дружественной Украине Республики Беларусь никогда не будет использована для агрессивных действий против Украины, а украинско-белорусская граница никогда не будет границей войны». Вспомнить – и спать спокойно. Но это нам, конечно, не подходит. Господин Лукашенко может и искренний человек, но, к сожалению, не он решает, будет ли война между Украиной и Россией, а чтобы украинско-белорусская граница никогда не был границей войны зависит не от словесных заверений любого, хоть президента Беларуси, хоть самого президента РФ, а от того, что на этой границе не будет ни одного российского солдата. А они там есть, и завтра будет еще больше.
У нас нет оснований подозревать высшее руководство Украины – политическое и военное – в наивности, в неспособности видеть и учитывать очевидное. А как оно будет на него реагировать – это уже другая тема, надеемся, что адекватно.
Страны НАТО по понятным причинам могут чувствовать себя куда спокойнее, чем Украина. Но и они предпочитают не оставлять без ответа «маневры» российских войск. НАТО уже сообщило о намерениях усилить свое военное присутствие на время учений «Запад-2017» в странах Балтии, в частности вдвое (с четырех до восьми) увеличат количество боевых самолетов-истребителей в Литве. А еще вспомним заявленные планы США о размещении в Эстонии американских систем ПВО «Патриот».
А вообще, самое важное то, что концентрация российских войск, другими словами – игра России «мышцами», происходит на фоне ужесточения антироссийских санкций Запада. То есть, именно так – демонстрацией силы и неуступчивости – продолжает отвечать Россия всему миру. Однако эти демонстрации никого, по большому счету, уже не пугают. По крайней мере, не пугают так, как того хотелось бы Кремлю. Опасаются – да, не хотят доводить дело до вооруженного противостояния – да, но выполнять геополитические прихоти России, «простить» ей агрессию – нет. И никакие «маневры» уже не способны переломить эту губительную для Кремля тенденцию.