Крымская экс-прокурорша Наталья (Няша) Поклонская, разыскиваемая в Украине за государственную измену, обрела, наконец, очередную родную гавань. На сей раз – в должности замглавы Россотрудничества. Надолго ли – сказать сложно, но многое говорит о том, что Няше нашли, наконец, полезное применение, бросив на усиление рашистской культуры.
Путь Поклонской на «культурный фронт» был непрост. На старте ее было апробировали на роль депутата в составе фракции ЕдРа. Там она засветилась в борьбе с фильмом «Матильда» за светлый образ великомученика Николая II, став героиней соцсетей и карикатуры, которую безуспешно требовала изъять из Сети. Увы, но образ оказался бессмертен. Скорее всего, он переживет и саму Поклонскую, хотя оригинал изображения и был уничтожен по решению суда, а камчатскому художнику, увековечившему Няшу, пришлось бежать из России во Францию.
Бесспорно, это был успех. Однако затем Няша стала единственным депутатом «Единой России» (она же – Партия жуликов и воров, ПЖиВ), проголосовавшим против пенсионной реформы в 2018, так что на следующих выборах, в 2021 году, ее, как нарушительницу внутрипартийной дисциплины, выкинули из праймериз.
Конечно, Няшу не оставили без дела, да и не могли оставить. Неадекватная даже по российским меркам прокурорша-перебежчица была слишком ценным кадром, к тому же прекрасно подходила для образа успешной предательницы Украины, сделавшей карьеру в России. И поначалу Поклонскую попытались пристроить к делу в МИД РФ, присвоив ей ранг Посла и отправив в Кабо-Верде. Но тут что-то пошло не так.
Трудно сказать, почему дипломатическая карьера Няши не задалась. По одной из версий, островное государство, получив от Украины уведомление о том, что та находится в розыске за госизмену, и, прикинув масштабы няшиной отмороженности, чреватой вечными дипломатическими скандалами, попросило прислать кого-то менее эпатажного. По другой, Поклонскую подсидела Маша Захарова, увидев в ней соперницу за первые места в колонках новостей. Как бы то ни было, но в Кабо-Верде Няша не поехала, по официальной версии – по причинам личного характера. Впрочем, должность посла в Кабо-Верде, а с ней и дипломатический ранг Посла, в ее послужной список все-таки равно записали. Раз Путин издал указ «назначить послом» – значит она послом и была, а что до Кабо-Верде, то кто их вообще станет спрашивать?
И вот новое назначение. Комментируя его, Поклонская заявила, что приоритетом для нее станет «защита прав соотечественников за рубежом, в частности – на Украине».
«Для меня это не новая сфера деятельности, потому что я всегда занималась защитой прав человека, миром, безопасностью. Мой российско-украинский опыт здесь очень пригодится. Мы с Украиной становимся все ближе и ближе друг к другу».
Няша также сообщила, что к исполнению должностных обязанностей приступит уже с седьмого февраля, и что «в рамках своих полномочий планирует проводить встречи с соотечественниками за рубежом».
Несомненно, Няша в новой роли доставит всем немало веселых минут – и, право, грех будет бы не подыграть ей в этом. Тем более, что назначение Поклонской, находящейся в розыске за госизмену, на «работу с соотечественниками», а также ее ссылки на российско-украинский опыт и фраза о «близости с Украиной» – прямой вызов нам.
Новая роль Поклонской, отведенная ей в Москве, совершенно очевидна: озвучивать весь советско-имперский поток больного российского сознания – то, что официально Кремлю произнести неудобно, но очень хочется. В пиковой же ситуации новая замглавы Россотрудничества сможет представить справку о невменяемости. По сути, это женско-няшный вариант постаревшего и утратившего изящество лидера госдумской фракции ЛГБТ/ЛДПР и тезки Путина Владимира Жириновского. Но для Украины это назначение – прекрасный повод раз и навсегда отрегулировать отношения с гражданами России, которые пытаются качать на территории Украины свои особые права.
Надо признать, что работа с такими гражданами была в свое время пущена на самотек. И сейчас, на фоне обострения в России переживаний об их судьбе, а также нового назначения Поклонской, самое время освежить необходимую для такой работы законодательную базу. Навскидку тут можно предложить несколько вполне логичных шагов.
Прежде всего, необходимо принять специальный закон о гражданах государства-агрессора, проживающих на территории Украины. Такой закон должен носить общий характер, и не быть привязанным к одной только России, а содержать перечень признаков, по которым определяется государство-агрессор, и процедуру признания его агрессором де-юре. Очевидно, что Россия под перечень этих признаков, как бы он не был составлен, неизбежно попадет. А дальше последуют уже совершенно очевидные и давно назревшие вещи.
Первое: граждане государства-агрессора, проживающие на неоккупированной территории Украины, в рамках такого закона должны быть обязаны задекларировать это гражданство. Срок – ну, скажем, полгода. Для жителей оккупированных территорий – разумная льгота, до первого визита в Украину. За уклонение – уголовная ответственность с реальным сроком и высылка из Украины при отсутствии украинского гражданства. За своевременную регистрацию – отказ от любых претензий в связи с предыдущим сокрытием.
Второе: граждане государства-агрессора обязаны подписать обязательство о лояльности украинским властям, содержащее перечень пунктов, сводящихся к отказу от апелляции к властям государства-агрессора в какой бы то ни было форме. За нарушение – лишение гражданства Украины, если оно есть, и высылка.
Третье: граждане государства-агрессора, имеющие также и гражданство Украины, лишаются права избирать и быть избранными в органы власти всех уровней, а также состоять на государственной службе, до отказа от гражданства государства-агрессора, либо до снятия с этого государства статуса агрессора.
А те из граждан России, кто пытается жить на Украине – а не в Украине, как все нормальные люди, смогут жаловаться Няше. Ее неадекватные реакции станут источником неиссякаемого развлечения для украинцев – и прекрасной информационной кампанией, популяризующей новый закон.
Сергей Ильченко / Деловая столица