Визит президента Зеленского в Великобританию подошел к логическому финалу. Было подписано соглашение о политическом сотрудничестве, свободной торговле и стратегическом партнерстве. Это соглашение призвано заменить в двусторонних отношениях Соглашение об ассоциации с ЕС, после того, как Лондон, в конце концов, реализует Brexit.
Значительный по объему документ, подготовленный и подписанный в относительно короткие сроки — по крайней мере, еще до момента, когда Великобритания и ЕС сумели выработать окончательный и финальный план «развода», да еще и в непростой для Лондона момент, когда все дипломатические силы брошены на попытки договориться с Брюсселем, вызывает определенные подозрения. В частности, о том, что заметная его часть не просто призвана заменить Соглашение об ассоциации. Вполне вероятно, что двустороннее соглашение в значительной степени является скопированным с соглашения об ассоциации. Впрочем, пока в открытом доступе документа нет, сказать об этом однозначно невозможно. Да и в подобном копировании никакой трагедии, на самом деле, тоже не было.
Никаких радикальных новшеств соглашение не предусматривает. В частности, не только о безвизе, но и об упрощении визового режима между двумя странами речи не идет. Хотя в воздухе прозвучали обещания посла Пристайко о том, что в отношении этого планируется встреча руководителей украинского МИД и Форин-офиса.
Хотя при этом немного вызывает удивление такое молниеносное подписание соглашения между Украиной и Соединенным Королевством. Особенно в тот момент, когда переговоры по Brexit в очередной раз зашли в тупик. А аналогичные соглашения Лондона даже с еще более стратегическими партнерами Британии — в частности, с США, пока не готовы.
Тем более что с точки зрения объемов товарообмена, торговлю между Украиной и Британией сложно назвать аж настолько стратегически важной для любой из сторон. Этот товарооборот составляет около двух с половиной миллиардов долларов. Что делает Британию десятым по объему потребителем украинского импорта. Зато Украина не входит даже в первые полсотни (!) ключевых торговых партнеров Соединенного Королевства. И тут вдруг государственный визит, подписание соглашения с торжественным выражением лица, почетный караул, свидания с членами королевской семьи, кредит на ракетные катера и другие дипломатические «плюшки».
То есть вполне понятно, зачем все это Зеленскому. Селфи с премьером Великобритании и королевской семьей ничьему рейтингу не повредит. Но почему на это согласился Джонсон? Ответ, кажется, достаточно печальным. Украинский президент нужен сейчас британскому премьеру не меньше, чем премьер — президенту. Именно потому, что переговоры с ЕС сорваны, и соглашения с другими, действительно стратегическими партнерами Британии все еще не готовы. И не только оппозиция демонстрирует этим недовольство. Желание избавиться от Джонсона крепнет в рядах его собственной партии. Симптомы самые разнообразные. Начиная от того, что некоторые из консерваторов пускают в прессу слухи о том, что Джонсон так толком и не оправился от коронавируса, и ему следует покинуть пост по состоянию здоровья. И заканчивая информацией о том, что мощный оппонент Джонсона, министр финансов Риши Сунак, откровенно встречается с депутатами, обсуждает ошибки Джонсона в борьбе с коронавирусом и предлагает поддержать его кандидатуру.
При таких условиях имитация внешнеполитических успехов — даже в виде соглашения с Украиной, является для Джонсона безоговорочным позитивом. Поскольку, во-первых, он демонстрирует то, что британское правительство ведет самостоятельную геополитику, а даже каким-то образом противодействует России активнее, чем ЕС — это относительно кредита и совместного изготовления ракетных катеров. Во-вторых, новости в прессе о том, что Великобритания подписывает с кем-то соглашения о свободной торговле, свидетельствуют о том, что действующий премьер все же дееспособен, и то заботится о будущем экономики. И его неудачи в переговорах с Брюсселем являются следствием позиции Брюсселя, а не сегодняшнего Лондона.
Впрочем, какими бы ни были мотивы действий британского правительства, тот факт, что уровень торговых отношений между странами удастся сохранить, и Украина сможет как-то повысить свой военно-морской потенциал, не может не радовать. А с подробностями о том, насколько адекватна политика действующего британского премьера относительно Brexit и противодействия эпидемии, пусть разбираются его сограждане.
Тарас Паньо / Depo.ua