На вчерашнем партийном собрании президентской партии не произошло ничего из того, что предсказывали пессимисты: нового председателя избрали без проблем, новых членов приняли без замечаний. Даже мажоритарщики не бунтовали.
Если бы речь шла о партии со стажем, то вчерашнее действо можно было бы назвать обычным техническим съездом. Накануне злые языки рассказывали, что в среде «Слуг» накопилось так много взаимных претензий, что вот-вот взорвется. Но не взорвалось: вместо председателя Верховной Рады Дмитрия Разумкова партию возглавил заместитель председателя фракции «СН» Александр Корниенко, членами партии стали депутаты Александр Дубинский, Максим Бужанский и Антон Поляков, от которых звучит больше всего критики в сторону своей фракции, даже заявление об изменении идеологии партии не восприняли в штыки. То есть, наружу была обеспечена благотворная картинка единства рядов. Причем, обеспечена без участия президента Зеленского, которого на съезде не было. Свое отношение к негативным процессам в своей политсиле он высказал в интервью «Тесле». Похоже, услышали.
Однако, надолго ли хватит единства «Слуг»? Это главный вопрос, который остался после собрания. Напомним, нерешенными пока являются те проблемы, которые обещали решить: исключать из фракции или нет Евгения Шевченко, который раздавал комментарии российскому пропагандистскому каналу, выгонять ли с должности председателя комитета по международным делам «ловеласа» Богдана Яременко, что делать с Николаем Тищенко, который в переписке с «Джокером» вынес кучу мусора из «зеленой» фракции. Нет ответа и на другие щекотливые моменты: о выплатах депутатам в конвертах, о якобы взяточничестве членов финансового комитета, о причинах неголосования части «Слуг» и так далее.
Но, похоже, это все отложили на потом. Вчерашний же съезд был нужен для нескольких целей. Цель первая – партии необходим председатель, на котором замкнется партийное строительство. Разумков эту функцию при загруженности в Раде выполнять не может. Перед съездом было достаточно разговоров, что Корниенко не пользуется полной поддержкой ни на Банковой, ни среди разношерстной публики, которая собралась в «Слуге народа». Но даже если это так, то в ближайшей перспективе президенту на посту главы партии нужен человек, способный делать три вещи: разбираться в развитии партийных структур и штабов, взять на себя функцию коммуникатора между разными группами и группами влияния, которые стремятся продвинуть своих людей под брендом «Слуга народа» в местную власть на следующих выборах, и, что очень важно, сможет выполнять миссию громоотвода для недовольных. Видимо, Корниенко по этим трем пунктам в данный момент подходит.
Вторая цель – прозондировать, кто и как видит свою роль в предстоящих местных выборах. Насколько известно, некоторые из президентской политсилы хотят возглавить партячейки в регионах и таким образом получить контрольный кадровый пакет при выдвижении кандидатов в местные «Слуги народа». Это было бы проще, с одной стороны, ведь такое лицо решало бы и вопрос финансирования партячейки. Собственно по подобной схеме у нас формируются почти все региональные организации партий. Впрочем, здесь есть и другая сторона: риск продажи мест в списке, отбор сомнительных персонажей, которые будут ориентироваться не на партию, а на своего рекрутера. И, наконец, в случае расколов весь негатив пятном ляжет на партию в целом. Поэтому в «СН» рассматривается другой вариант: сделать ставку не на своих депутатов-мажоритарщиков, а на влиятельных людей на местах. Однако и в таком подходе есть существенный минус: эти люди, обычно, успели побывать не в одном политическом проекте и они связаны с олигархическими группами, которые контролируют крупные предприятия, агрофирмы и так далее.
На кого поставят, увидим. Но главное, что вчерашний съезд дал старт формализации местных партячеек. А вот их формирование обещает не один десяток скандалов. Без разницы, своих или чужих поставят управлять этими ячейками.
Наконец, третья цель – изменение идеологии партии. По словам Корниенко, либертарианство изменят на что-то среднее между либерализмом и социализмом. Почему решили отказаться от либертарианства? Ну, наверное, потому, что действия правительства и законопроекты, которые голосуются в парламенте, в значительной степени противоречат этой философии. А противоречат потому, что одно дело – предвыборный популизм, другое – государственное управление. К примеру, для либертарианца закон о кассовых аппаратах выглядит наступлением на права бизнеса. Но правительству нужны поступления в бюджет, чтобы платить пенсии и другие социальные расходы, поэтому решили прижать ту часть предпринимателей, которые хитрили с налогами. Социальный либерализм, если именно в его сторону будет дрейфовать «Слуга», предусматривает возможность государства регулировать рыночные отношения.
Другая причина, которая могла подтолкнуть к решению о смене идеологии – попытки определенных политических сил занять левую нишу. Эта ниша освободилась после ухода с большой сцены социалистов и коммунистов, и с тех пор никто ее не занял. Сейчас можно наблюдать, как определенные политические силы, прежде всего «Батькивщина» с ее критикой открытия рынка земли, приватизации, тарифной политики, пытаются застолбить за собой левую идеологическую нишу. И это представляет опасность для власти, ведь уже звучат призывы к так называемому «социальному майдану» на весну. Поэтому появление в идеологии «Слуг» социалистических мотивов можно расценивать как попытку перехватить инициативу левых популистов.
И, напоследок, еще один важный момент: глава фракции «СН» Давид Арахамия предположил 75-процентную вероятность роспуска нынешней Рады и еще высшую – перезагрузки правительства. Это означает, что в партии власти осознают, что все выше перечисленные цели могут быть не выполнены – глава с разношерстной публикой не справится, местные выборы окончательно перессорят Зе-команду, а идеология оппонентов будет более востребованной. Поэтому оставляют вариант «Б»: снова все перезагрузить.
Юрий Васильченко / Depo.ua