После 11-летней паузы Беларусь и США снова обменяются послами, и сближение стран вряд ли придется по душе Кремлю.
Так, заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Дэвид Хейл сообщил о решении относительно восстановления диппредставительства страны в Беларуси на уровне послов.
«Мы считаем, что сегодня исторический момент в белорусско-американских отношениях. Я рад принять участие в объявлении готовности к обмену послами в качестве следующего шага в нормализации наших отношений», – отметил дипломат.
Собственно, предложение еще несколько месяцев назад внесла белорусская сторона, а Вашингтон взял время на размышления и наконец-таки решился сделать шаг навстречу.
Отношения между странами резко попрохладнели в 2000-х. Беларусь осудила вторжение США в Ирак и предложила лидеру страны политическое убежище. За это Хусейн выделил дружественной стране $0,5 млн, на которые в Минске построили библиотеку. Лукашенко водил дружбу с Муаммаром Каддафи и Фиделем Кастро, к которым в Америке симпатий, мягко говоря, не испытывали. К тому же, в США обвиняли его в диктаторских методах правления, в частности, подавлении оппозиции.
В 2008-м из-за нарушения прав человека в Беларуси США ввели санкции против государственного предприятия «Белнефтехим». Беларусь отозвала посла из Вашингтона, и выдворила американского диппредставителя из Минска. В 2015-м санкции приостановили, но об активном сотрудничестве речь не шла.
И вот, спустя 11 лет, лед тронулся, для чего были веские причины.
Чистая американская нефть
Беларусь и США могут не только «помириться», но и стать стратегическими партнерами. В Минске, в частности, рассчитывают на покупку американской сырой нефти, что ослабит ресурсную зависимость Беларуси от Кремля.
В Беларуси два главных НПЗ, и работают они в основном с российской нефтью. Впрочем, качество сырья неудовлетворительное. В частности, в апреле на Мозырском НПЗ обнаружили, что нефть имеет повышенное содержание органических хлоридов. Из-за эксцесса Беларусь была вынуждена приостановить транзит по нефтепроводу «Дружба». Выяснилось, что из-за загрязнения оборудования завод нуждается в ремонте (ущерб оценили в $30 млн).
То есть, продолжение сотрудничества с Россией в прежнем масштабе может обернуться для Беларуси рядом форс-мажоров и, как следствие, нестабильностью.
К тому же, на России собираются повысить налог на добычу полезных ископаемых, а это может привести к удорожанию «соседней» нефти для Беларуси.
Поэтому сейчас Минск наметил США именно как альтернативного поставщика (в качестве партнеров рассматривали Эквадор, Индию, Азербайджан, Саудовскую Аравию, Катар и Нигерию).
Связанная с концерном «Белнефтехим» «Белорусская нефтяная компания» наняла лоббиста Дэвида Генкарелли. С его помощью страна надеется получить специальную лицензию США для закупки нефти в стране. И, скорее всего, такое разрешение Лукашенко сможет записать себе в актив уже этой осенью, а точнее – в ноябре.
Что же касается США, Беларусь как партнер интересна стране не только исходя из экономического, но и геополитического аспекта. Это возможность «откусить» от российского ВВП, что уже является удачным ходом на шахматной доске между давними противниками.
Но, что является более важным, это возможность получить определенное влияние в государстве, которое всегда записывали в пророссийский лагерь, особенно на фоне информации о намерении создать «союзное государство» – то есть, объединить экономики двух стран, что позже может привести и к образованию единого политического центра.
А еще, со стороны Беларуси существуют перспективы расширения партнерства с США – в том числе, рычаги давления на Россию. Своеобразное напоминание, что союзника из противоположного лагеря найти совсем не трудно. А дружить с Лукашенко, безусловно, заинтересованы не только в Кремле.
Ольга Черныш / Depo.ua