Геополитические интересы разных государств в последние годы все более закручиваются в тугой узел, разрубить который сможет только военный конфликт как минимум уровня локальной войны. Об этом свидетельствуют самые разные факты, которые сложены воедино рисуют такую мрачную картину.
Ныне интересы сразу нескольких достаточно влиятельных государств сплелись в Сирии. Тут и нефть, и попытки России играть роль сверхдержавы (что получается откровенно плохо), и все возрастающая мощь Турции, которая стремится выйти из орбиты США, став региональным лидером. И как ни странно – есть тут место и Украине.
Ныне «война» Анкары и Вашингтона разворачивается на экономическом поле. Буквально на днях президент Трамп заявил, что США отказываются поставлять Анкаре истребители-бомбардировщики F-35 Lightning II из-за того, что та решила приобрести у России зенитные ракетные комплексы С-400.
История с этими комплексами для Турции носит чисто прикладной характер – все-таки вряд ли турецкие политики рассматривают Россию как надежного партнера или союзника – особенно если вспомнить сбитый пару лет назад российский бомбардировщик Су-24. Дело в том, что в оборонной сфере турки ведут политику максимального получения технологий откуда только можно. Стоит напомнить, что именно так сотрудничают с турецкой военной промышленностью и наши предприятия. Например, в сфере модернизации бронетанковой техники.
И когда настал черед модернизировать систему ПВО правительство обратилось к США как основному союзнику в НАТО. Причем турки просили не просто продать комплексы «Пэтриот», но и передать часть технологий турецкому военпрому. Американцы, естественно, отказались. Впрочем, как и европейцы.
Зато готовы были делиться китайцы и россияне. Однако после того, как были озвучены требования, Пекин решил, что «игра не стоит свеч». Зато российскому президенту «как воздух» нужен был прорыв на политическом фронте, кроме того «поджимал» и газопровод «Турецкий поток». Поэтому в сентябре 2017 г. Москва согласилась поставить четыре дивизиона новейших ЗРК С-400 «Триумф» с передачей части технологий турецкой стороне.
И когда на этой неделе начались поставки комплексов, ответ американцев был вполне адекватным – ведь истребители F-35 хотя и являются экспортноориентированной машиной, однако поставляются только «проверенным» странам, откуда не будет утечки в Россию или Китай. А тут российские военные практически напрямую получают доступ к американским секретам.
Ныне на разной стадии сборки в США находятся около 30 истребителей – причем четыре даже формально переданы Анкаре, однако физически находятся в США и использовались для подготовки летно-технического состава ВВС Турции.
Интересно, что практически сразу в американских СМИ развернулась оживленная дискуссия о судьбе «турецких» F-35. Причем, что интересно всем очевидно, что самолеты будут направлены на усиление восточноевропейского фланга НАТО, направленного против России.
А тут вариантов не так уж и много. «В очереди» на получение подобных машин прежде всего стоит Польша. Буквально в начале июня министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак заявлял о том, что страна в рамках программы Harpia по замене устаревших советских МиГ-29 и Су-22 хочет закупить в США 32 истребителя F-35.
В числе других претендентов называется также Эстония и Литва. Однако тут американские аналитики явно поспешили – эти прибалтийские страны особенно после вступления в НАТО в плане развития своих скромных военно-воздушных сил рассчитывают прежде всего на «воздушный зонтик» своих соседей. И никаких планов развития – а тем более таких глобальных – официальными лицами никогда не озвучивалось.
Интересно, что в публикациях фигурирует и еще одна страна, которой чисто теоретически могут продать вдруг оказавшиеся «лишними» F-35. И, как ни странно, будет звучать – это Украина.
С одной стороны стоит отметить, что наши Воздушные силы находятся в откровенно крайне жалком состоянии. Основу составляют Су-27 и МиГ-29 еще советского производства, которые, несмотря на попытки модернизации, уже буквально рассыпаются в воздухе. С другой стороны, у нас нет никакой инфраструктуры для базирования западной техники, нет стандартов НАТО для их обслуживания.
Даже поляки и румыны, которые уже давно в НАТО и имели лучшие стартовые позиции, тем не менее пошли по пути переходной машины, которой стал F-16. А в случае с украинскими летчиками предлагается пересадить сразу на технику на два поколения выше той, на которой они летают сейчас. Так не бывает.
Есть и еще пара моментов. В первую очередь финансовый – так, Бельгия за 34 истребителя F-35 вместе с пакетом обучения пилотов, заплатила 4 миллиарда евро. В военном бюджете у нас таких денег даже с учетом 5-10 лет выплат просто нет. Да и приоритеты у новой власти совсем другие – такие деньги быстрее пустят на проведения Олимпиады или какого-нить подобного проекта, где они могут спокойно осесть в карманах «заинтересованных лиц».
И еще по одной причине поставок такой сверхсекретной техники нам просто не будет: у США в глобальном смысле нет никаких оснований доверять нам. Увы, даже на шестой год войны с Россией наши вооруженные силы буквально пронизаны российской агентурой. И Воздушные силы не исключение. Причем тут можно говорить как о «советском наследии» – достаточно вспомнить попытку угона Су-24 в сентябре 2014 г. одним из летчиков 7-й бригады тактической авиации, так и недостаточной проевропейской направленностью молодых офицеров.
Так, буквально на днях в украинских СМИ появилась подтвержденная информация, что один из выпускников этого года одного из военных ВУЗов поехал отмечать свой выпуск в… оккупированный Крым. Понятно, что в таких условиях утечка данных и технологий почти неизбежна.
Таким образом, как бы не звучало привлекательными сообщения о возможном получении на вооружение Воздушных сил современной авиационной техники западного производства, стоит признать, что это все на грани утопии.
И нам придется пройти непростой путь модернизации с закупкой «бэушных» истребителей (с большой долей вероятности это будут F-16), отправкой в запас большей части летчиков и техников «советской закалки» (ведь ввиду возраста переучивать их просто нет смысла), вкладыванием сотен миллионов долларов в модернизацию аэродромной сети и закупку боеприпасов западного образца.
Но опять-таки это все станет возможно только если в ближайших планах военно-политического руководства есть намерение вступить в НАТО или хотя бы начать активное движение в этом направлении. Но, увы, есть вероятность, что маятник украинской политики качнется в другую сторону и все эти размышления могут оказаться никому не нужными.
Михаил Жирохов / Деловая столица