Визит начальника Генерального штаба, первого заместителя министра обороны Беларуси генерал-майора Олега Белоконева к его украинскому коллеге Руслану Хомчаку не то что не стал событием дня – его из украинских СМИ вообще мало кто заметил.
Что и не удивительно – сообщение о событии ограничивалось пресс-релизом относительно того, что во время «короткой рабочей встречи» стороны обменялись «взглядами на состояние региональной безопасности, риски и вызовы для каждого из государств». А по итогам встречи Белоконев подчеркнул, что Беларусь будет и дальше «стремиться к поддержанию добрососедских отношений и добросовестно выполнять все взятые на себя обязательства».
Такое сообщение, конечно, выглядит явно бледно на фоне перипетий с отмененным парадом или уволенными президентом 70 председателями РГА.
При этом, на самом деле, оно стоит внимания. Хотя бы потому, что военное сотрудничество между Минском и Киевом никогда не было слишком действенным. Даже на фоне достаточно активных контактов между руководством двух государств – а Порошенко с Лукашенко встречались довольно регулярно — силовики из обоих как-то традиционно оставались в стороне.
И вот мы наблюдаем контакт на высшем уровне, который не то чтобы засекречен, но «наружу» выдана такая доза подчеркнуто бюрократической информации, чтобы скорее отпугнуть, чем заинтересовать журналистов.
Что может стоять за этим визитом? Конечно, это может быть новая форма демонстрации президентом Беларуси его традиционной политики «многовекторности», которой когда-то грешил, к слову, и один из украинских президентов.
На протяжении последних недель белорусский президент уже в который раз ведет войну за выживание, всячески противясь созданию «союзного государства России и Беларуси» в том виде, в котором его лоббирует Кремль.
И на этот раз российское давление на Минск достигло беспрецедентной степени. Москва заблокировала практически все – и предоставление Минску очередного госкредита, необходимого для выплаты обязательств по предыдущим задолженностям Минска, и компенсацию потерь белорусской экономики от «налогового маневра России в нефтяной отрасли, и даже обсуждение будущей цены на газ. Любое обсуждение всех этих вопросов, по решению Кремля, станет возможным после начала «углубления интеграции между странами». А если проще – то после начала поглощения Беларуси северо-восточным соседом.
Зато Лукашенко делает все возможное, чтобы подтолкнуть Путина к началу переговоров без всяких предварительных условий. А для того, чтобы выиграть время, он даже сменил финансовых партнеров, договорившись о получении кредитов из КНР. Впрочем, 16-18 июня должен состояться Форум регионов России и Беларуси, на котором, по слухам, Владимир Путин и поставит вопрос о дальнейшей интеграции ребром.
При таких условиях поездка Белоконева к украинскому коллеге может быть всего лишь демонстрацией крепкой геополитической позиции Минска, который может брать кредиты у Китая, покупать нефть у Казахстана и дружить с Украиной на уровне начальников генштабов.
Впрочем, за поездкой может стоять и нечто большее, чем просто демонстративный геополитический жест. В последние дни президент Беларуси неоднократно и артикулированно поддерживал мысль о необходимости начала прямых переговоров между руководителями России и Украины. А для достижения определенного доверия со стороны Киева в Беларуси даже начались демонстративные процессы против граждан, которые воевали на стороне «Л-ДНР». Один из них на этой неделе получил два года колонии, несмотря на то, что из «ДНР» сбежал и написал явку с повинной в родной КГБ.
Все эти телодвижения наводят на мысль о том, что Лукашенко не против примерить и роль миротворца. При том не только следя за качеством отелей для лидеров стран «нормандского формата» и перебрасываясь словом-другим с Леонидом Даниловичем Кучмой.
Не исключено, что Минск вышел или выйдет в ближайшее время, по инициативе миротворческой миссии на Донбассе, которая поначалу, возможно, будет контролировать разведение сил, а со временем и «зайдет» в ОРДЛО для контроля за вероятными выборами и осуществлением силового сопровождения наблюдателей от ОБСЕ.
Насколько реальны шансы на развитие подобного сценария, сказать сложно, но и совершенно фантастическим он не выглядит. Особенно для Александра Лукашенко, у которого осталось не так-то уж и много способов одновременно сохранить собственную власть и независимость Беларуси.
Роман Федюк / Depo.ua