Главный идеолог из окружения Владимира Зеленского Руслан Стефанчук заявил о планах превратить «Слугу народа» в монопольную силу следующего парламента. Однако на пути к мечте «СН» ожидает немало подводных камней.
«Мы делаем все, чтобы мы стать монопартией, которая возьмет на себя ответственность перед народом Украины. Мы работаем над этой идеей. Для нас важно впервые за 28 лет независимости Украины создать единого ответственного за состояние дел в государстве», – сказал в интервью DW Стефанчук. Это, считают у Зеленского, поможет избежать потуг создания коалиции с другими победителями парламентских выборов.
Однако перспектива получить в Украине монополиста наподобие «Единой России» определенно не радует других игроков – и политических лидеров, и тех, кого у нас называют олигархами. Специалисты предупреждают о рисках такого плана, который может спровоцировать окружение президента к попытке узурпировать власть в стране. Это сузит возможности для маневров и договоренностей, на которых базируется отечественная политика, и противоречит самой природе политической деятельности в нашем государстве. Мы, как известно, не Россия, и тезис «один народ, один царь» – это не об украинцах. Уже поэтому данная возможность относится скорее к области теории, чем к практической плоскости.
Также не следует забывать, что политическая монополия – это хорошо только на первых порах, пока действует «презумпция невиновности» молодого президента. Пройдет 100 дней или больше, и избиратели неизбежно вспомнят, что монополия на власть – это максимально возможный уровень ответственности политической силы за все, что будет происходить в стране, от столицы до села, от международных переговоров до ремонта канализации. Справится ли с этим команда Зеленского, которая уже на данный момент явно испытывает кадровый голод?
И пока мандат доверия действует, рассмотрим, какие препятствия могут помешать попытке партии, которая еще вчера была на бумаге, завтра достичь статуса главной партии страны.
Во-первых, результаты соцопросов действительно обещают «Слуге» уникальный для новейшей истории Украины результат на выборах. При одном «но»: в случае, если они, эти выборы состоятся согласно указу президента о досрочном прекращении полномочий нынешней Рады и назначении выборов на 21 июля. Конституционный суд, напомним, на прошлой неделе начал рассмотрение дела относительно конституционности указа президента. И это первая скрытая мина на пути к монополии «Слуги» в следующей Раде.
Само по себе решение КСУ может быть половинчатым, как многие другие вердикты данного суда, принимаемые в разные годы и разными составами судей по действительно ключевым вопросам. Допустим, признают указ о роспуске парламента неконституционным, а относительно даты и самого факта назначенных внеочередных выборов – это вопрос не к судьям-конституционщикам. При таком развитии событий возникнет юридическая коллизия, которая будет заключаться в сомнительной легитимности парламента, который изберут 21 июля. Это проблема, на которую в команде президента пока не обращают внимания. Тем не менее они решают другую тактическую задачу: провести эти выборы раньше, чем начнет падать рейтинг «Слуги народа».
Следуем далее. Партия Зеленского с высокой степенью вероятности получит простое большинство в Раде. При благоприятных раскладах вместе с мажоритарщиками они будут составлять до 250-260 нардепов. Но конституционного большинства в количестве 300 голосов у «Слуги» не будет. Придется болеть не только за себя, но и за возможных партнеров. У Зеленского в данном контексте называют «Голос» Святослава Вакарчука и «Силу и Честь» Игоря Смешко. По последним данным соцопросов, обе партии пока находятся на грани 5-процентного проходного барьера в парламент. Если кто-то из них или обе политсилы (такая вероятность низкая, но она существует) окажется за бортом Верховной Рады, перед вождями «Слуги народа» актуализируется вопрос: с кем блокироваться для внесения, скажем, изменений в Конституцию или принятия нового Основного Закона. А о таких намерениях в команде президента говорил тот же Стефанчук и другие персоны. Самостоятельно такую задачу «СН» не решит.
В политические партнеры «Слуги» решительно стремится Юлия Тимошенко. В ее заявлениях еще со времени второго тура выборов президента постоянным рефреном звучит тема о желании слиться в одну коалицию с ЗЕпартией и вновь занять кресло главы правительства. Свою готовность подставить плечо Юлия Владимировна даже подкрепила сомнительной рекомендацией – игнорировать возможное решение Конституционного Суда о незаконности роспуска парламента и назначении внеочередных выборов. Но главные персоналии из обнародованного партией Тимошенко «Батькивщина» избирательного списка совершенно не тянут на статус новых лиц, а других сегодняшний украинский избиратель видеть в парламенте не хочет. Поэтому и относительно партии экс-премьера также существует вопрос по поводу способности завоевать доверие электората в достаточных для прохождения в Раду количествах.
В целом стоит отметить системную неискренность тех политиков, которые сейчас публично заявляют о готовности к коалиции в следующем парламенте с партией «Слуга народа». Тему коалиции они взяли на вооружение, чтобы повысить свои рейтинги. И по факту это лишь технология привязки к лидеру выборов, а на самом деле о какой-либо политической солидарности речь не идет. Честнее те, кто о коалиции не говорят. Другое дело, что это играет против них, но они хотя бы не обманывают избирателей.
Следующий весомый аргумент против монополизации власти командой нового главы государства – качество избирательного списка и кандидатов в одномандатных округах от «Слуги народа». Пока действует предоставленный Зеленскому на президентских выборах аванс доверия, большинство избирателей не слишком будут задаваться вопросами чистоты, прозрачности и истории предыдущих достижений людей, которых предлагают в качестве кандидатов в нардепы. Хотя уже поверхностный анализ этих персоналий дает основания предположить, что при формировании перечня претендентов в депутаты от «СН» учтены интересы нескольких олигархических групп. И это не только Игорь Коломойский, который является партнером Зеленского по бизнесу.
На протяжении выборов эти люди, в том числе и мажоритарщики, к которым еще больше вопросов, чем к представленным в списке, начнут выходить из виртуальной реальности. И далеко не всегда будут отстаивать линию своей партии. Тем более, что никто в стране так и не знает, а какой, собственно, является эта линия. Слишком разные люди в списке, с различными политическими или бизнес зависимостями, предпочтениями и предшествующем жизненным путем – такой себе Ноев ковчег.
Складывается впечатление, что лидеры «Слуги народа» сами еще до конца не знают, чего ждать от наскоро склепанного ими списка. И какую-то часть этой разношерстной публики придется искусственно ограничивать в публичной активности, сдерживать от посещения эфиров, раздачи комментариев и тому подобного, чтобы те не бросали тень на партию и ее единственного неформального лидера – президента. Что не будет способствовать единству партийных и фракционных рядов.
Более оптимистично на данный момент складываются дела у нового президента в международной политике. Обещаний мира хватит на полтора месяца. Но вот во время пребывания в Мариуполе 15 июня Зеленский неожиданно заявил то, чего, пожалуй, говорить не стоило. Мол, ему «кажется», что мы достигли продвижения в переговорах по урегулированию вооруженного конфликта на Донбассе. Конкретизировать не стал. Возникает вопрос: что имел в виду глава государства и как обеспечить иллюзию примирения таким образом, чтобы не позволить оппонентам снижать на этой теме рейтинг «Слуги народа».
Итак, кавалерийский наскок Владимира Зеленского и его команды на политическую систему Украины может разбиться о реалии, плохие они или хорошие – в данном контексте несущественно. Новой власти следует учитывать хроническую неспособность нашего политического класса не мимикрировать и не врать. И понимать, что в случае угрозы для устоявшегося десятилетиями порядка вещей лозунг Зеленского «Зробимо іх разом» может объединить его оппонентов.
Игорь Петренко / Depo.ua