После распада СССР только Россия смогла сохранить полную инфраструктуру для космических полетов. Украине достались ракеты, Казахстану – космодром, но без единых систем управления и контроля эти компоненты не способны никакую страну сделать космической державой. Казахстан о своих космических амбициях вроде забыл, зато Украина без особого шума готовится уже в скором времени самостоятельно выйти на международный рынок коммерческих запусков.
26 февраля гендиректор госпредприятия «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова» (Днепр) Сергей Войт заявил, что инициирует создание плавучей платформы для запуска ракет: «Украина не имеет собственного космодрома, хотя сам «Южмаш» специализируется на ракетостроении и работает с 23 странами, в том числе Европы. Нам давно нужно иметь собственную площадку для запуска ракет, и создать ее можно на Херсонщине».
Сергей Войт рассказал журналистам, что недавно общался с коллективом Херсонского государственного завода «Паллада», на котором изготавливают плавучие сооружения (доки). Они готовы взяться за подобный проект.
Вообще же разговоры о том, что Украине пора бы заиметь собственный космодром, идут давно. При этом все понимают, что самостоятельно государство не потянет строительство современной площадки для космических стартов. Выход – государственно-частное партнерство, когда инвесторы смогут зарабатывать как на самих коммерческих запусках, так и на создании/обслуживании логистической инфраструктуры космодрома.
Возникает вопрос: где строить космодром? Вариант с плавучей платформой хорош, но, во-первых, он автоматически накладывает ограничения на мощность ракет-носителей. А во-вторых, его еще предстоит создать, – то есть решить задачу, абсолютно незнакомую украинским корабелам.
Другой вариант – построить космодром где-то в степях недалеко от побережья Черного моря. И это окажется даже более выгодным расположением, чем, например, у российского космодрома «Ясный» в Оренбургской области – который многократно использовался для коммерческих пусков с использованием украинских ракет «Днепр».
Противники строительства космодрома указывают на вредное воздействие запусков ракет-носителей на окружающую среду и на то, что площадка для запусков – взрывоопасный объект, угрожающий местному населению.
Сторонники космодрома, в свою очередь, доказывают возможность эксплуатировать космодромы в режиме, близком к функционированию аэропортного хозяйства. В самом деле, если посмотреть на мыс Канаверал в штате Флорида, то увидим, что рядом с космодромом сохранена природная среда – тропические болота с аллигаторами, а также одни из лучших пляжей на океанском побережье.
А чтобы посмотреть на запуски космических кораблей туда съезжаются тысячи туристов. То же относится и к базе Ванденберг в сердце Калифорнии, откуда Илон Маск запускает свои ракеты. Там стартовая площадка расположена в 15 км от ближайших жилых домов, и это никого не напрягает.
Сколько это может стоить? На самом деле речь не идет о стремящихся к бесконечности суммах, как это было, когда СССР строил Байконур. Например, плавучий космодром «Морской старт» (Тихий океан), созданный специально под украинские ракеты Зенит-3SL (сейчас проект законсервирован), обошелся международному консорциуму в $150 млн.
Сухопутный космодром может стоить еще в разы дешевле (несколько десятков миллионов долларов), поскольку лежащий на поверхности вариант – переоборудовать под него один из военных полигонов, ныне используемых для учений с пусками мощных зенитных управляемых ракет.
Тем более что временная зона отчуждения при пусках почти совпадает для зенитных и космических ракет. Украинские военные все равно будут использовать космодром и для своих целей, типа оперативного выведения на орбиту спутников-разведчиков. ВСУ явно не откажутся и от возможности тестировать там ракетные технологии – это станет актуально на фоне прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Если на вопрос «откуда полетит» примерный ответ уже есть, остается выяснить, «что полетит». Здесь тоже есть из чего выбирать. В Украине продолжает работать КБ «Южное» (им. Янгеля) – ведущий и крупнейший в СССР научный и конструкторский ракетный центр. Именно там, помимо прочего, была разработана и самая тяжелая советская МБР – Р-36М («Сатана»). Ее конверсионный вариант, используемый для коммерческих запусков, называется «Днепр».
Последние два десятка лет «Южное» разрабатывает и сопровождает ракеты-носители «Зенит», «Циклон», «Днепр», «Маяк». В связке с «Южным» работает ПО «Южмаш», воплощающее проекты «в металл». Вся эта инфраструктура сосредоточена в Днепропетровске.
Денис Лавникевич / Деловая столица