В это воскресенье в Афинах славно повоевали. То ли несколько десятков тысяч (по подсчетам полиции и местных журналистов), то ли более чем полмиллиона (по подсчетам организаторов и российских информагентств) участников протестов более или менее энергично пытались взять штурмом парламент, бросались камнями и баллончиками с красной краской, били полицейских – и сами падали под ударами дубинок. Что характерно – в акциях активное участие принимали православные монахи. А еще, что удивило журналистов – это агрессия к фотографам, у которых участники акций забирали камеры, а нередко – еще и щедро одаривали их тумаками.
В сухом остатке участники протестов штурмом взять парламент не смогли, ранили два десятка полицейских – и получили неизвестное точно количество травм сами, и, на данный момент, разошлись по домам.
Поводом для данного буйства эмоций в колыбели европейской цивилизации стало то, что соглашение между Афинами и Скопье относительно названия соседней Македонии медленно, но уверенно движется к реализации.
В частности, 11 января, парламент Македонии одобрил внесение поправок в конституцию, которыми предусмотрено изменение названия страны с Республики Македония в Республику Северная Македония. При этом парламент или проигнорировал, или наоборот прислушался к мнению македонцев на референдуме. Который, с одной стороны, не состоялся – потому что на него пришли 36% граждан страны. С другой стороны, более чем 90% тех, кто пришли – проголосовали за изменение названия страны.
В процессе подготовки к референдуму в Скопье чиновники различных уровней – до премьера включительно – неоднократно жаловались, что некоторые политические группы из числа тех, кто выступал категорически против изменения названия страны, получают зарубежное финансирование – от близких к России греческих бизнесменов, а то и напрямую – из Москвы.
И вот теперь в Афинах, где в течение двух десятков лет блокировали вступление Македонии в НАТО и ЕС, должны выполнить свою часть соглашения, и все преграды на пути к евроинтеграции Скопье снять. Обсуждение этого вопроса начнется в греческом парламенте сегодня, и до конца недели запланировано голосование по этому поводу.
Что именно возмутило греческих националистов и ультраправых в соглашении Ципраса с все еще просто Македонией, которое активно поддерживают как остальные страны ЕС, так и США?
Формальной причиной возмущения является тот факт, что, по мнению греческих националистов, «настоящими» македонцами являются только жители исторического региона на севере Греции. А сохранение слова «Македония» в названии соседнего государства – пусть и с прилагательным «Северная» – каким-то таинственным образом разрушит греческую национальную идентичность, а также даст соседям «основания для территориальных посягательств». Каким именно образом произойдет весь этот ужас, если Македония войдет в НАТО и ЕС, и будет наоборот, теснее связана с Грецией как международным обязательствам, так и экономическими связями – националисты и ультраправые не уточняют.
Вообще, национальное самосознание в интерпретации ультраправых нередко бывает достаточно непредсказуемым и не слишком логичным, но в данном случае вся история выглядит надуманной даже с точки зрения мистичного «национального духа».
А вот что выглядит до неприличия неприкрытым и очевидным – это желание сорвать греко-македонское соглашение со стороны Москвы.
В процессе реализации которого Запада появится возможность не только получить еще одного пусть небольшого, но адекватного члена НАТО, но и приглушить остроту остальных противостояний в «балканском котле», конфронтации в котором Россия способствовала, без преувеличения, веками.
О тех возможностях, которые Запад получит, примирившись с Грецией, может свидетельствовать один-единственный факт, связанный, кроме прочего, с получением украинскими православными Томоса об автокефалии. Когда монастыри на горе Афон слишком уж жестко взялись критиковать Вселенского патриарха за интерес к украинскому вопросу, греческие власти просто выкинули из страны двоих российских дипломатов, которые банально развозили деньги для стимуляции этого «возмущения» – ну и заодно финансировали организации, которые выступали против примирения с Македонией. Не исключено, что греческие правоохранители заодно провели «профилактические беседы» и с получателями российских денег. После чего острота противостояния заметно снизилась. А в российской прессе сплошь пошли материалы с заголовками «Как атеист Ципрас предал греков, православие и Россию».
Конечно, воскресные беспорядки вряд ли были полностью проплаченным и срежиссированными Россией – масштаб, все-таки, не тот. Но наличие координационного и финансового центра в традиционно раздробленных и переруганных между собой греческих правых все же просматривается.
Поэтому после массовых беспорядков, которые из Москвы выглядели в десять раз более масштабными, нежели были на самом деле, греческим правоохранителям стоит посетить все эти «Народные православные призывы» и «Золотые рассветы». И поинтересоваться, с какой стати их организационные возможности так внезапно окрепли.
Роман Федюк / Depo.ua