Решение отказать владельцам российского паспорта в праве наблюдать за выборами в Украине, возможно, и оправдано. Но чтобы его принять, Украине придется нарушить несколько основополагающих международных соглашений. Соотношение между вредом и пользой от подобного шага стоит тщательно взвесить
В последнее время украинским дипломатам и чиновникам как-то не очень фартит с ОБСЕ. То Мирослав Лайчак, действующий председатель ОБСЕ, после визита на Донбасс заявит, что шокирован условиями жизни людей на линии разграничения, и начнет призывать лучше работать над примирением обе стороны конфликта. То, хуже того, министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявит о том, что представители организации «высказали предложение создать совместную миссию ООН и ОБСЕ» на Донбассе – а спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик спустя неполных три дня обвинит украинского чиновника в распространении не совсем точной информации.
Впрочем, все это, в общем, мелкие неприятности на фоне истории, которая может вылиться в полномасштабный скандал.
Суть истории заключается в том, что украинская власть в определенный момент решила не принимать наблюдателей за выборами от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. То есть не всех конечно, не принимать – а только тех, которые являются обладателями российского паспорта.
О чем Климкин и сообщил главе бюро Ингеборге Сольрун Гисладоттир соответствующим письмом, в котором, согласно дипломатическому этикету, сначала пригласил наблюдателей от Бюро приступить к мониторингу хода как президентской кампании, так и последующих выборов – а потом сообщил, что граждан России в качестве наблюдателей в Украине видеть не хотят.
Гисладоттир за приглашение поблагодарила – но напомнила, что существует целый ряд международно-правовых решений, которые обязывают Украину принимать наблюдателей, не смотря на картинку на обложке паспорта. Копенгагенский документ ОБСЕ от 1990 года, Хартия европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, и решение Совета министров ОБСЕ №19 / 06, принятое в 2006 году. Прозрачно намекая, что идея с «селекцией» ей не понравилась.
А потом министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил, что Россия уже получила приглашение от ОБСЕ направить наблюдателей на выборы президента Украины. При чем, для максимальной огласки, сделал это на пресс-конференции с главой МИД Германии Хайко Маасом.
Можно понять наше правительство в целом и министра иностранных дел в частности. Можно рассказать много интересного о выборах в самой России – и о моральном праве граждан данного государства наблюдать за соседской демократией. Можно даже сказать немало нелицеприятных слов о европейских чиновниках, которые ради соблюдения артикулов и параграфов не способны открыть глаза и посмотреть на подопечных Лаврова, которые будут за нами наблюдать. И большинство сказанного будет, безусловно, правдой.
Но существует и другой момент. Международные договорные документы имеют смысл до того момента, пока их придерживаются. И даже Соединенные Штаты Америки, уже после того, как была выяснена роль россиян в президентских выборах 2016 года, стиснув зубы, все же дали россиянам разрешение «наблюдать» за промежуточными выборами в Конгресс в ноябре прошлого года. Посоветовались с Гисладоттир, немного покапризничали – но дали. Вероятно, их опыт стоит повторить и Украине.
Если же кто-то в украинском правительстве всерьез верит в то, что несколько лавровских орлов испортят нам праздник волеизъявления – что ж, Украина имеет безусловное право отказаться принимать российских наблюдателей. Но тогда необходимо официально выйти из всех международных договоров, которые регламентируют их прием. В результате, скорее всего, придется выйти и из ОБСЕ.
А еще одним выходом – правда, уже для следующих выборов – могла бы стать широкая дискуссия относительно целесообразности членства России в ОБСЕ. К примеру, после того, как в ПАСЕ лишились россиян – Украина охотно принимает наблюдателей от этой организации. Владельцев российского паспорта в их числе теперь нет.
Depo.ua