В Черное море через Босфор зашел боевой корабль Северного флота РФ – ракетный противолодочный эсминец «Североморск» проекта «Фрегат», или по классификации НАТО – Udaloy.
Рядовой украинский читатель уже похоже привык к мощной группировке Черноморского флота РФ в аннексированном Крыму с «Калибрами». Как и к информации об усилении россиян в Азовском море, где они способны задействовать около 120 кораблей и катеров, включительно с ракетными судами, которые пришли с Каспия. Нам хорошо известно, что после Турции именно Россия является мощнейшим игроком в акватории Черного моря. Мы знаем, что десантные корабли других флотов РФ, кроме Черноморского, регулярно используются для перевозок из Крыма и Новороссийска в Сирию. Но новость о заходе в Черное море через Босфор ракетного противолодочного эсминца Северного флота «Североморск» является особенной, потому что впервые со времен аннексии Крыма в акваторию зашел корабль, который относят к основной ударной силе ВМФ РФ в дальней морской зоне, и который не относится к ЧФ РФ. Еще и известный участием в сирийском походе 2016-го вместе с авианосцем «Адмиралом Кузнецовым», ракетным крейсером «Петр Великий» и др.
На первый взгляд, для захода в Черное море у россиян есть веская причина. Ракетный противолодочный эсминец проекта 1155 «Североморск» (таких у россиян всего восемь, еще из двух заложенных по проекту 1155.1 готов только один), вооруженный ЗРК «Кинжал», был спущен на воду в 1988 году и является достаточно старым кораблем, который с 5-го июля 2018-го находится в дальнем морском походе. Из главной базы Северного флота – Североморска судно вышло летом и за это время побывало в акваториях Индийского океана, Аденского залива, Красного и Аравийского морей. Россияне рапортовали о выполнении задач по борьбе с пиратством и обеспечении безопасности гражданского судоходства. В середине октября «Североморск» совершил деловой заход в порт Пемба в Мозамбике, а новый год россияне встретили в Средиземном море, где выполняли поставленные задачи.
Логично, что за такой длительный период российскому «корыту» мог потребоваться ремонт и сейчас оно очевидно следует в порт Новороссийска, а может и в Севастополь. Но странным образом активность россиян совпала с эскалацией между РФ и Украиной в Азовском море и сигналами поддержки НАТО нам, которые выражаются в заходе британского и американского корабля в акваторию.
17 декабря в Черное море зашел британский разведывательный корабль HMS Echo (H87), визит которого планировался на более поздние сроки. Он совершил вояж по маршруту Одесса – Констанца – Батуми и ушел в Стамбул. А 6-го января через Босфор в Черное море зашел десантный корабль ВМС США Fort McHenry из 22-й морской экспедиционной группы 6-го флота США. По неофициальным данным он следует в Одесский порт, а по слухам даже может перевозить обещанное Куртом Волкером оружие для Украины, о котором заговорили после ноябрьской агрессии Кремля против украинских кораблей и взятием в плен 24-х моряков.
В Москве сразу же заявили, что взяли американцев под «колпак» и следят за судном с помощью корабля ЧФ РФ. Кроме этого, российские военные аналитики калибра Игоря Коротченко, главного редактора журнала «Национальная оборона» и члена общественного совета при Минобороны России – с эфиров ТВ заявляют, что моряки НАТО заходят в Черное море, берутся на прицел береговыми ракетными комплексами «Бастион» и «Бал».
К чему здесь «Североморск»? Ситуацию с противостоянием России и Запада уже давно стоит рассматривать через призму теории игр и эволюционной психологии. Путин и Запад общаются на языке сигналов. А сигнал, который пытается дать та или иная сторона, тем реалистичней и тем значительнее, чем больше ресурсов эта сторона затратила на него. Как в животном мире тот самец палаточных птиц, чтобы убедить самку в том, что он лучший, строит так называемую «башню» или «беседку», рядом с украшенным площадкой. Это достаточно тяжелая конструкция и таким образом самец показывает, что он имеет ресурсы.
Британцы и американцы послали свои корабли в Черное море, заходят в Одессу. Сигнал поддержки Украины? Бесспорно. У России ресурсов не хватает, но в их пределах они говорят, в конкретном случае американцам, что «мы способны устроить вам проблемы, но можем и не делать этого, если…». То есть, вы направили в Черное море десантный корабль, а мы пригнали противолодочный эсминец с ракетами. Смотрите – это наша зона и мы здесь сильнее – теоретически можем вас даже потопить. К тому же, мы можем себе позволить вот такое мощное оружие. И неважно, что эсминец старый. Понятно, что о полноценном конфликте не может быть и речи. Но доктрина РФ во всем предполагает ответ на сигналы силы с позиции оппонентов демонстрацией еще большей мощности. Даже если эта мощность выражена в 30-летнем корыте. Медийный эффект есть – это уже успех.
С практической же точки зрения, сигнал довольно слабый, для американцев так точно. Тем более, что как в Кремле, так и в мире понимают ограниченность возможностей американцев в акватории Черного моря из-за конвенции Монтре от 1936-го года, которая устанавливает количество, тоннаж и время пребывания (21 сутки) военных кораблей стран нечорноморского бассейна. Возможно, временную. У американцев не скрывали заинтересованности в пересмотре конвенции. Но для этого нужны переговоры с Турцией, потому что она контролирует Босфор. Но ограниченность там компенсируется возможностями в других местах.
Похожие сигналы Путину США сделали в конце прошлого года, когда после конфликта России и Украины вблизи Керченского пролива американский эсминец прошел в Японском море близ Владивостока – там, где российский флот фактически ничего не может противопоставить.
Еще раньше, в 2017-м году, Владимир Путин лично угрожал потопить военные корабли НАТО, в частности американские, которые зашли в Черное море на учения, если они в течение трех дней не уйдут.
Фактически, мы вернулись во времена Холодной войны, когда напряжение висит в воздухе, но до практических действий и прямых столкновений между сверхдержавами не доходит. Их заменяет политика сигналов и болевых точек, которыми дипломаты и военные оперируют на геополитической шахматной доске.
Говоря о флоте – Россия всегда любила играть с кораблями. Вот только флоты гробили Россию, потому что ресурсов на обеспечение их мощности у Кремля нет – как финансовых, так и технологических еще и в условиях санкций.
Для Украины эта ситуация в чем-то даже полезная, хотя и опасная. Перенос напряжения на Черное море может вылиться в частичную блокаду русскими еще и Одесского порта. Если игра россиян с американцами дойдет до более мощных сигналов друг другу. С другой стороны, Украина заинтересована в «пробивании» блокады Керченского пролива и собственных портов Мариуполя и Бердянска. Киев готовит еще один проход военных кораблей, ориентировочно в январе. И сопровождать их должны корабли НАТО, в том числе с британцами и американцами. Конечно, до самого залива. Но без эскалации напряжения, такая поддержка Запада не была бы возможной. Что будет дальше? Пройдут или не пройдут, вопрос сложный. Но надежда на то, что очередная агрессия россиян против украинцев на глазах НАТО выльется в мощные санкции – существует. В любом случае, Украина может выиграть здесь и сейчас…
Андрей Коваленко / Depo.ua