Новая попытка украинских военных кораблей пройти через Керченский пролив должна осуществляться с сопровождением корабля НАТО. Лишь в этом случае Россия не пойдет на конфронтацию, поскольку не сможет тягаться с более сильным противником. Такое мнение высказал в комментарии Апострофу военный обозреватель сайта «Информационное сопротивление» Александр Коваленко, комментируя заявление секретаря РНБО Александра Турчинова о новом проходе военных кораблей через Керченский пролив в Азовское море.
Александр Турчинов не только сказал, что Украина готовит новое прохождение через Керченский пролив. Он также отметил, что Украина обращается к своим партнерам с предложением принять участие в этом проходе из одного из украинских черноморских портов к украинскому порту на азовском побережье. То есть, по сути, этот проход будет предполагать как минимум сопровождение одним из кораблей-партнеров Украины по НАТО. Как известно, в Одессу один из таких кораблей уже пришел – это разведывательный корабль класса Echo Королевского военно-морского флота Великобритании. Возможно, есть какие-то договоренности о подобном проходе в сопровождении кораблей НАТО. Также известно, что США намереваются отправить в Черное море некоторые из своих кораблей. Речь идет о чуть ли не постоянном присутствии.
То есть РФ своим поведением, выходящим за рамки закона и здравомыслия, напав на наши катера в нейтральных водах, захватив в плен наших моряков, разворошила целое осиное гнездо в виде НАТО. Альянс прекрасно понимает, что в акватории Черного моря РФ на данный момент является доминирующей силой, которой одна страна самостоятельно не способна противостоять. А внеблоковые страны вроде Украины и Грузии в первую очередь находятся в серьезной опасности.
Поэтому соблюдение закона под давлением более серьезной силы и является, скорее всего, первоочередной целью подобного возможного прохода.
Если проход осуществится, он, во-первых, должен проводиться в сопровождении кораблей одного из партнеров Украины по НАТО. Во-вторых, если же такого сопровождения не будет, проход должен быть организован куда лучше, чем в последний раз. В частности, когда наблюдал за этими трагическими событиями в Черном море при попытке прохождения через Керченский пролив, я отметил такой важный фактор: на катерах было бы весьма уместно проведение видеорегистрации и видеомониторинга в реальном времени, чтобы все нарушения российской стороны фиксировались не только благодаря банальному попустительству членов российского экипажа, который заснял таран нашего буксира. Именно благодаря этому у нас есть доказательства нарушений россиян против нашего буксира и наших катеров. В случае нового прохода у российской стороны не должен возникнуть соблазн проводить тараны, навалы и, тем более, обстрелы.
Россия получила уже достаточно сигналов, что поведение ее флота приравнено к поведению пиратов – вне законов и правил, установленных международным законодательством.
Если Керченский пролив вновь будет заблокирован, нашим кораблям не стоит ждать наступления темноты, когда они неэффективны против преобладающих сил противника. Это будет рискованный проход. Но если его тщательно подготовить, мы можем избежать плохого развития событий. Хотя, конечно же, сам момент прохождения Керченского пролива будет крайне опасным, поскольку Россия попросту может осуществить план по захвату с использованием абордажа и высадки спецназа. Россия крайне неадекватна, поэтому риск очень велик. Он может быть оправдан лишь тем, что Украина в очередной раз продемонстрирует, что она является жертвой. Но эта демонстрация не оправдывает риск человеческими жизнями и захвата нашей техники.
Все должно быть досконально продумано и, безусловно, согласовано с нашими международными партнерами, хотя бы по политической линии, а не военной.
Прохождение в сопровождении партнеров по НАТО – это вариант, который необходимо применить. В одиночку это крайне рискованно. Совершив проход при поддержке западных партнеров, мы продемонстрируем не только сплоченность Украины и Запада, а также всего международного сообщества – перед пиратской угрозой российского флота. Мы также в очередной раз продемонстрируем, что Россия может самоутверждаться лишь за счет более слабого оппонента. Она не потянет конфронтацию против более сильного противника.