Саммит, на котором ждали большой ссоры между Трампом и европейскими союзниками США, прошел в двух параллельных реальностях, – пишет Роман Федюк для Depo.ua. – В одной из них стороны приняли вчера итоговую декларацию, которая содержит подтверждение единства НАТО перед российской угрозой и начала создания масштабных сил быстрого реагирования.
В другой реальности президент США Дональд Трамп позволяет себе откровенно скандальные комментарии в отношении союзников США. В этой иной реальности на второй день саммита лидеры стран-участниц были собраны на экстренное, не предусмотренную повесткой дня встречу. На которой, по слухам, Дональд Трамп, то ли пригрозил выходом США из НАТО, если европейские государства-члены не выполнят его требований по повышению расходов на оборону – то ли просто устроил публичную истерику.
С формальной точки зрения, на последнем саммите НАТО все вроде и не так плохо. Относительно глобальных решений – то их по результатам саммита принято несколько. Важнейшим политическим результатом, очевидно, является подтверждение готовности всех без исключения членов НАТО следовать статье 5 договора, которая предусматривает, что в случае нападения на любого из участников Альянса остальные окажут ему действенную военную помощь.
«Никто не должен сомневаться в решимости НАТО действовать, если безопасность какой-либо из стран-членов окажется под угрозой», – отмечает итоговая декларация саммита. Декларация также отмечает, что Альянс должен быть готов к действиям отталкиваясь от новой ситуации по безопасности и обязан держать наготове полный спектр инструментов сдерживания и защиты от любой угрозы,… где бы она не возникла».
В контексте той самой готовности всплывает важнейший наверное военный результат – принятие плана «Четыре тридцатки». «К 2020 году у нас будет 30 механизированных батальонов, 30 воздушных эскадрилий и 30 боевых кораблей, готовых к использованию в течение 30 дней или меньше», – так охарактеризовал данный план Столтенберг на итоговой пресс-конференции.
Сложно сказать, о каких именно по размеру батальонах говорится – в разных государствах НАТО они отличаются, иногда – существенно. Но если взять более-менее средний показатель в количестве 700 человек – то 30 батальонов – это около 21 тысячи штыков. С одной стороны, не очень радует тот факт, что на сегодняшний день у самого богатого военного Альянса планеты, очевидно, нет наготове даже таких довольно скромных сил. Хотя то, что они появятся на протяжении двух лет, конечно, вселяет оптимизм.
Относительно геополитических интересов Украины – то их также не миновали в итоговой декларации саммита. В частности, без особой конкретики, но было подтверждено стремление Украины к членству в НАТО и готовность Альянса по крайней мере, рассмотреть эту возможность всерьез. «Несмотря на стремление Украины к членству в НАТО, мы придерживаемся наших решений на Бухарестском саммите и на последующих саммитах», – говорится в декларации.
Однако, кажется, важнее, чем эти достаточно размытые обещания, является твердое признание России в качестве агрессора и угрозы мировому порядку.
«Мы категорически осуждаем незаконную и неправомерную аннексию Крыма Россией, которую мы не признаем сейчас и не признаем в будущем», – отметили участники вчерашнего саммита. Добавив, что агрессивные действия России, «в том числе угрозы и применение силы для достижения политических целей», является вызовом для НАТО и подорвали евроатлантическую безопасность и международный порядок.
И на подобном идиллическом фоне участники саммита столкнулись с достаточно истеричным поведением Трампа, который не просто заявил о недопустимости слишком медленного наращивания расходов на оборону некоторыми европейскими государствами – с чем, конечно, можно было бы согласиться, если бы не откровенно базарный тон сказанного – а, вероятно, дошел и до прямых угроз членам Альянса. Шла ли речь о возможном выходе США из НАТО, как сообщили некоторые СМИ, или нет – сказать сложно. Понятно, что личной власти Трампа недостаточно для денонсации соглашений, согласно которым США находятся в блоке. Понятно, что Конгресс скорее избавится от Трампа, чем от НАТО. Не исключено, что все и вправду ограничилось исключительно, уже привычными, угрозами немедленно вывести американские войска из Европы. Но публичная демонстрация агрессивной недальновидности всегда оставляет после себя крайне неприятное впечатление. Несмотря даже на якобы достигнутое согласие увеличить расходы до 2% ВВП всеми участниками Альянса (увеличить расходы до $40 млрд) – и начать движение к 4% расходов на оборону.
При этом следует отметить, что по данным журналистов все участники саммита, включая Ангелу Меркель, пытались обращаться с Трампом снисходительно и не агрессивно. А вот после завершения саммита Трамп отправился в Лондон, где его встретили разъяренные десятки, если не сотни тысяч участников протестов, креативный гигантский воздушный шар в виде Трампа в подгузниках, и холодный прием у британской премьера Терезы Мэй.
К слову, посольство США в Британии уже посоветовало американским туристам, которые в эти дни находятся в стране, стараться не выделяться из толпы и держаться в стороне от «больших групп людей, поведение которых может быть насильственным».
Во всей этой истории особенно досадным видится то, что Дональд Трамп, с его незаурядным инфантилизмом, после «горячего» приема в Великобритании 16 июля встретится с Владимиром Путиным в Хельсинки. Который, конечно, не будет критиковать американского президента. А просто расскажет ему, как неправильно ведут себя европейские лидеры, и как он сам страдает от их провокаций. После чего доверительно и по-дружески предложит сдать кусочек геополитических интересов США. В этом кусочке может быть все что угодно. Однако это уже совсем другая история, с саммитом НАТО не связанная.