США вскоре будут иметь в Казахстане две военные базы – такая новость могла бы легко сойти за сенсацию в нынешних условиях противостояния США (НАТО, Запада) и России. Однако на самом деле сенсационности здесь практически нет, пишет Юрий Сандул для Укринформа.
Речь идет об использовании американцами двух казахстанских портов на Каспии – Актау и Курык – для транзита специальных грузов в Афганистан, где американские войска воюют против талибов. Соответствующее соглашение в марте ратифицировал Сенат Казахстана, вот-вот его подпишет президент Назарбаев. Конечно, американцы будут использовать для доставки этих грузов и казахскую железную дорогу до Узбекистана. Оказывается, обо всем этом казахи договариваются с американцами еще с 2010 года, когда было подписано первое межправительственное соглашение на эту тему. Кстати, некоторое время, до 2013 года, все эти соглашения и переговоры были непубличными – почти наверняка спецслужбы других стран (прежде всего России) о них что-то знали, а вот так называемая общественность – нет.
И хотя напрямую связывать появление американских баз на Каспии с нынешним обострением американо-российских отношений не приходится, совсем вывести его за контекст этих отношений невозможно.
В Каспийском море Россия и российские адмиралы привыкли считать себя практически полными хозяевами (не считать же соперниками, к примеру, Туркменистан или даже Иран). Конечно, никакой наступательной военной угрозы американские склады с усиленным караулом для России не представляют, но все-таки: организовать из Актау или Курыка (по прямой до Каспийска – главной базе Каспийской флотилии ВМФ России – каких-то три сотни километров) эффективное слежение за всеми перемещениями российских военных кораблей американцам проще простого. Напомним, что Россия уже однажды стреляла ракетами «Калибр» по Сирии с кораблей Каспийской флотилии, поэтому нельзя сказать, что эта флотилия американцев не интересует.
Не удивительно, что россияне очень недовольны соглашением между Казахстаном и США, хотя публично и молчат, ведь официально Россия поддерживает США в Афганистане и даже раньше позволяла американцам отправлять грузы этой страны через свою территорию. Как тут критиковать, за что? За то, что ранее США использовали авиабазу под Ульяновском, а теперь для того же – порты в Казахстане?
Россияне недовольны не столько тем, что раньше американцы платили деньги им, а теперь будут казахам. Это они уж как-то переживут. А вот то, что Казахстан – ключевая страна Центральной Азии – настойчиво ищет тесных связей с США – как это Кремлю пережить?
Россия теряет не деньги, Россия теряет сателлитов. Причем, заметим, эти потери следствие не каких-то «форс-мажорных» обстоятельств (противостояние США и России из-за Сирии и Украины), которые завтра, теоретически, могут исчезнуть. Тот же Казахстан об американских базах на своей территории, напомним, договаривается с 2010 года!
Процессы потери Кремлем решающего (определяющего) геополитического влияния на ближайших соседей – объективны, они не вызваны исключительно обострением отношений России с Западом после 2014 года. Россия теряет влияние в мире, потому что страна в целом приходит в упадок, то есть – отстает, прежде всего – технологически, от ведущих стран Запада. Началось это отставание, конечно, не вчера. Еще со времен Петра I Московия (Российская империя, СССР, РФ) не раз, ценой беспощадного грабежа подданных, пыталась «одним прыжком» преодолеть это отставание, но поскольку его главная причина – архаичная политическая система – оставалась без изменений, то и желаемого результата не было. Удавалось лишь немного «подтянуть» производство оружия для армии, чтобы его больше боялись на Западе, и на этом страхе выстраивать экспансионистскую внешнюю политику, без которой уже не могла существовать политическая система российского государства.
Но это, так сказать, взгляд с высоты истории, с высоты, где столетия кажутся как один день. А здесь, на грешной земле, есть гораздо более конкретные причины, почему от России бегут. К примеру, Туркменистан и Казахстан недовольны тем, что Россия блокирует поставки их газа на европейский рынок, а это самый емкий и богатый рынок. Никто из соседей России не может чувствовать себя уверенно даже в том, что российская армия в один прекрасный день не перейдет их границы. А главное – России нечего предложить потенциальным друзьям в мире – ни технологий, ни выгодных инвестиций, ни безопасности, ни стратегии цивилизационного развития. Одна грубая сила и имперская спесь.
Возвращаясь к соглашению США и Казахстана, отметим еще такой момент. О Казахстане уже давно говорят как об объекте экспансии Китая, мол, по мере ослабления России ее место, ее влияние в Казахстане (и шире – в Центральной Азии) будет перенимать Китай. И примеров китайского присутствия в этой стране хватает. Может и так, только вот в Астане с этим, похоже, не очень согласны. От Москвы казахи бегут не к Китаю, а к США. По крайней мере, очень стремятся к тесным отношениям с Вашингтоном. Иначе, зачем Астане раздражать Россию разрешением на размещение американских баз на Каспии?