Похоже, немецкая «коалициада» наконец завершается, причем без новых выборов: 6 февраля обнародован проект коалиционного соглашения между блоком партий Христианско-демократического союза (ХДС, лидер – Ангела Меркель) и Христианско-социальным союзом (ХСС) и Социал-демократической партией Германии. Политики договорились уже даже о распределении министерских должностей, а это означает, что основные принципы общей политики будущего правительства согласованы, пишет Юрий Сандул для Укринформа.
Четыре месяца (октябрь – январь) немецкие политические партии, избранные в бундестаг 24 сентября прошлого года, договаривались о правящей коалиции, поскольку ни одна из них не получила абсолютного большинства из 709 парламентских мест. Сначала блок ХДС/ХСС попробовал обойтись без своего главного оппонента – СДПГ, договорившись со «свободными демократами» и «зелеными». Но не сложилось, не сошлись по ключевому сейчас для немцев вопросу – миграционной политики.
27 ноября Меркель была вынуждена согласиться на переговоры с СДПГ, в середине января были согласованы главные вопросы, а именно: максимум беженцев, который страна принимает за год – 200 тысяч; максимум беженцев, принятых в рамках «воссоединения семей» – одна тысяча в месяц; сотрудничество с Францией с целью усиления еврозоны; отказ от повышения налогов. И вот проект соглашения обнародован, через день-два будет официально подписан, и новый состав правительства будет объявлен.
Конечно, канцлер остается – Ангела Меркель. Младший партнер по коалиции традиционно получит должность министра иностранных дел, а поскольку социал-демократов сейчас возглавляет Мартин Шульц, то он и возглавит МИД. Его партия получит также важнейшие в Германии министерства финансов и социальной политики.
Украину во всей этой эпопее с формированием нового немецкого правительства больше всего интересует то, что для немцев явно не главное: политика в отношении России, в частности – отношение к антироссийским санкциям. Мы всегда с тревогой и недовольством встречаем далеко не единичные заявления немецких политиков, в том числе чиновников (с министром иностранных дел включительно), о необходимости смягчения или постепенной отмены таких санкций. Поскольку Германия – «двигатель» Евросоюза, на позицию которой ориентируется во внешней политике большая часть европейских стран, для Украины очень важно, чтобы позиция Германии в отношении России и антироссийских санкций была максимально жесткой.
Социал-демократы, с которыми вынужден договариваться ХДС/ХСС, именно и были едва ли не самыми последовательными критиками антироссийских санкций (вспомним недавнего министра иностранных дел, а ныне – президента ФРГ, социал-демократа Вальтера Штайнмайера). Не уступила ли им в этом вопросе Меркель ради коалиции, тем более, что, повторим, вопрос для немцев не главный?
Можем вздохнуть с облегчением. В обнародованном проекте коалиционного соглашения черным по-белому записано: «В случае выполнения минских договоренностей мы готовы к отмене санкций и будем говорить об этом с нашими европейскими партнерами». Отрадно для нас то, что в соглашении нет пункта о постепенной отмене санкций, о желательности чего совсем недавно говорил нынешний министр иностранных дел тоже социал-демократ Зигмар Габриэль. То есть, в этом вопросе уступила не Меркель, а социал-демократы, поэтому официальная позиция Берлина относительно санкций против России остается неизменной: сначала полное выполнение «минских соглашений» – затем отмена санкций.
Остается добавить, что немецких социал-демократов заставило не настаивать на своем видении политики в отношении России не только желание остаться при власти, пусть и в качестве младшего партнера в коалиции, но и понимание того, что резкая смена политики Германии (а значит, по сути, почти всего Евросоюза) в вопросе антироссийских санкций может вызвать очень глубокий кризис в отношениях с США. Немецкие (европейские) политики любят критиковать те или иные действия американцев, особенно сегодня, когда в США появился такой «эксцентричный» президент, но делать что-то прямо противоречащее американской политике в ключевых для США вопросах, не решаются. И правильно делают. Как бы ни были соблазнительны по размеру денежные доходы от отношений с Россией, безопасность Европы основывается не на дружбе с Кремлем, а на военной мощи США. В Берлине это прекрасно понимают все, даже социал-демократы.