Использование российскими военными летом 2014 года, а позднее и гибридными формированиями в ходе боев на Донбассе беспилотников как для разведки, так и для корректировки артиллерийского огня в значительной степени предопределило их успешные действия против нашей группировки, пишет Михаил Жирохов для Деловой столицы.
В ходе боевых действий россияне применяли весь спектр своей беспилотной авиации – это прежде всего такие современные образцы, как «Орлан-10», «Груша», «Застава», «Стрекоза», «Форпост». Эти аппараты способны передавать сигнал на расстояние до 120 км и применяются в составе разведывательных комплексов — несколько летательных аппаратов, средства запуска и перевозки.
С лета 2014 года началось и негласное соревнование наших систем ПВО и РЭБ против расчетов беспилотников. Причем происходило это с переменным успехом, так как до войны отработанных методик противодействия новой угрозе у наших военных просто не было.
На сегодняшний день сбито около четырех десятков вражеских аппаратов. Так, 27 июля 2015 г. украинские пограничники сбили примерно в 25 км от линии соприкосновения беспилотник «Застава» (лицензионный израильский Bird Eye 400), который собирал информацию о позициях украинской армии, залетев на 1,5 км вглубь территории Луганской области.
А 21 мая 2015 г. бойцами полка «Днепр-1» в рамках совместной операции с ЦСО (Центр специальных операций) возле поселка Водяное Донецкой области был посажен российский беспилотник «Форпост» (он же израильский Searcher, заводской номер 923) в районе Авдеевки. Данный аппарат производится в РФ на ОАО «Уральский завод гражданской авиации» по лицензии. Известно, что по меньшей мере шесть БПЛА «Форпост» и наземная станция управления по состоянию на январь 2014 года поступили на вооружение отряда беспилотных летательных аппаратов, который был сформирован на Камчатке на авиабазе в Елизово.
И вот последние события на фронте позволяют говорить о том, что за четыре года методом проб и ошибок нам удалось выработать и отработать системы борьбы с российскими беспилотниками. Так, с 23 декабря 2017 г., когда началось очередное новогодне-рождественское перемирие на Донбассе, украинские подразделения армейской противовоздушной обороны сбили как минимум три беспилотных аппарата «Орлан-10».
Два БПЛА были сбиты 28 декабря 2017 г. и 10 января 2018 г. под Горловкой: один совершал полет по маршруту Зайцево – Кодыма – Семигорье, второй – по маршруту Горловка – Артемово – Курдюмовка – Очеретино.
И вот недавний случай – прямо над Часов Яром (фактически пригород Бахмута) 10 января был сбит третий «россиянин». По открытым данным, во всех случаях применялся модернизированный в Украине зенитно-ракетный комплекс ближнего действия «Оса-АКМ».
Отметим, что «Орлан-10» считается одним из самых современных российских аппаратов, который оснащен тепловизором, фото- и видеоаппаратурой и до сегодня он был достаточно редкой «птицей» в прицелах наших зенитчиков.
Феноменальная точность реакции на полеты вражеской беспилотной авиации объясняется целым рядом причин. Прежде всего, изменился характер командования группировки, наши действия с начала ноября 2017 г. стали более «агрессивными», наши части получили приказ более активно отвечать на провокации противника. Очевидно, что и расчеты ЗРК перестали «жалеть» ракеты для уничтожения воздушного противника.
И самый главный момент – за последние полгода произошло резкое насыщение переднего края как средствами радиоэлектронной войны, так и средствами раннего воздушного обнаружения. Наконец-то в Запорожье с огромными усилиями, но удалось развернуть серийное производство станции радиотехнической разведки «Кольчуга», и новенькие машины уже засветились в ближайшем тылу группировки.
Дальше – благодаря усилиям Генштаба в частях первой линии появились новейшие средства радиоэлектронной борьбы. Речь идет, прежде всего, о системах противодействия работе технических средств наземной и воздушной разведки «Буковель-АD» и «Нота».
Разработанные частными фирмами эти комплексы являются крайне эффективным средством как для обнаружения беспилотников и полной блокировки каналов управления GPS/ГЛОНАСС. Тот же «Буковель» активно и эффективно используется в одном из отдельных батальонов РЭБ на фронте с 2016 г.
Хотя детальные характеристики комплексов не являются общедоступными, однако производители говорят о том, что они способны эффективно работать на расстоянии 15-20 км и являются мобильными: тот же «Буковель» базируется на базе внедорожника «Мицубиси» L200.
Таким образом, можно констатировать, что еще на одном направлении, на котором у противника было реальное преимущество, нашим военным удалось переломить ситуацию. То есть козырей у оккупационных войск становится с каждым днем все меньше и меньше…