Киевский международный институт социологии обнародовал результаты социологического опроса о политической ситуации в стране, в частности – текущие президентские и партийные рейтинги. Опрос проводился среди 20 тысяч респондентов, а к его проведению были привлечены крупнейшие социологические компании: Киевский международный институт социологии, центр «Социс», социологическая группа «Рейтинг» и центр Разумкова.
Сказать, что эта новость — как гром среди ясного неба – не сказать ничего. Масштабы опроса и его результаты вызывают очень много вопросов – кому сейчас (за полтора года до ближайших, президентских выборов) понадобилась столь детальная картина по стране, почему опрос проводили сразу четыре крупные социологические компании, как воспринимать третье место музыканта Святослава Вакарчука…
Месяц назад результаты опросов публиковали отдельно Центр Разумкова и Центр социальных исследований «София». Там были диаметрально противоположные результаты: первые предрекли наибольший президентский рейтинг Порошенко с отрывом в 5,6%, а «София» – лидерство Тимошенко с отрывом в 3% от ближайшего конкурента. Опять «война социологов»? Ведь такие катастрофически разные результаты – скандал! Может, для того и проводилось совместное (без «Софии») исследования в ноябре чтобы аргументированно ответить: доверять надо нам, ведь объединились все крупнейшие социологические бренды.
Другое дело – результаты опроса. Речь идет о Святославе Вакарчуке, который, согласно результатам, получил бы 12,1% голосов. При этом он недавно публично заявил, что не имеет никаких политических, а подавно президентских амбиций. А потом его группа «Океан Эльзы» сообщила, что решила сделать паузу в своей творческой деятельности продолжительностью в год. А теперь – рейтинг, где за Вакарчука готовы голосовать 12,1% украинцев – лишь на 2% меньше сторонников Тимошенко и на 4% – Порошенко. Ситуация очень странная, согласитесь.
Укринформ решил разобраться, что же стоит за этим социологическим исследованием?
Социологи объединились потому, что не хватает людей, а не чтобы оправдаться!
Объяснить ситуацию согласились учредитель социологической компании Active Group Андрей Еременко и генеральный директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто.
Еременко: «То, что была привлечена группа компаний, говорит лишь о том, что ни одна из них не может провести опрос 20 тысяч респондентов. Норма для интервьюера – где-то 10-15 опрошенных за день. Кроме того, есть достаточно жесткие выборки и строгие квоты на людей определенного возраста, образования и тому подобное. То есть для опроса этих 20 тысяч нужна тысяча человек, которые будут работать один день, или минимум 500 – на два дня. Понятно, что ни одна социологическая компания не имеет такого штата. Соответственно, они вынуждены были делать коалицию».
Паниотто: «Обычно опрос проводится на 2 тысячи респондентов, а опрос, такой, как этот, на 20 тысяч – бывает очень редко. Максимум – это на 10 тысяч респондентов, обычно перед выборами».
Социологическое исследование такого масштаба проводится только перед стартом информационной кампании
Массовый опрос предполагает результаты. Из слов Владимира Паниотто можем заключить, что кому-то очень нужна информация об электоральной ситуации в областях. Кому это нужно? В новости указано, что заказчиком был Комитет избирателей Украины – всеукраинская общественная организация, среди цель которой, в частности, мониторинг избирательных процессов в стране. Впрочем, учитывая, что до ближайших выборов еще полтора года, проведение такого крупного опроса выглядит, как минимум, странно.
Еременко: «Себестоимость одного опрошенного на большую анкету (где-то 30-40 вопросов) – 2,5-3 доллара. И это не учитывая работу аналитиков. То есть на сам опрос потратили минимум 60-70 тысяч долларов.
Обычно такие опросы заказывает политическая партия, которая готовится к очень масштабной политической кампании. Ведь опрос на 20 тысяч анкет показывает не только картину по стране в целом, но и конкретные результаты по каждой из областей.
Никогда на социологические исследования не тратится больше 10% бюджета кампании, ведь это не имеет смысла. То есть, если кто-то потратил десятки тысяч долларов для того, чтобы получить эти цифры, то этот кто-то заложил в бюджет кампании от 700 тысяч до миллиона долларов”.
Можем ли мы сделать вывод, что Комитет избирателей Украины, вероятно, выступает посредником между какой-то крупной политической силой и социологическими компаниями – очень тревожный звоночек…
Святослав Вакарчук – очередной «мессия» для украинцев?
«Изюминкой» исследования стал Святослав Вакарчук среди вероятных претендентов на президентство. 12,1% людей, которые, согласно исследованию, готовы отдать за него свои голоса – это то, что можно назвать украинским «индексом мессии» на текущий момент. Эти люди разочаровались в действующей власти? Бесспорно! Но им нужен «мессия» – тот, с чьим приходом внезапно и сам собой наведется в стране порядок, решатся все проблемы.
Еременко: «За Вакарчука готовы голосовать те люди, которые хотят увидеть нового политика. Он на картинке – новое лицо, даже несмотря на его прошлый опыт работы народным депутатом. Есть категория людей, которые ищут моральный авторитет. А у нас в стране моральным авторитетом может быть исключительно неполитический деятель.
Существует технология информационного продвижения новых кандидатов. У нас на выборах социологические компании часто используют как механизм продвижения. Как это делается? Всем кандидатам даются абсолютно реальные данные, а новому человеку, которого надо «продвинуть» – завышенные результаты в пределах погрешности. То есть первый раз он получает 3%, через месяц – 5,5%. И все время обсуждают, собирается ли «фигурант» быть президентом, или нет. Мы видим предвыборную кампанию того же Вакарчука? Нет! Кампании нет – а рейтинг растет».
Бойко, Гриценко и Рабинович – лишь «фон» для борьбы главных претендентов на президентство
Другие результаты опроса в целом не удивили. Мы привыкли видеть таких «фоновых» кандидатов, которые имеют неплохие результаты – в пределах 7-10% – в то же время их президентские амбиции всерьез даже не рассматриваются. На предстоящих выборах ими, скорее всего, станут Анатолий Гриценко, Вадим Рабинович, Юрий Бойко, а возможно и еще кто-то. Впрочем, очень удивляет стабильность их результатов – рейтинги не уменьшаются, но и не растут.
Еременко: «У Анатолия Гриценко стабильный электорат. Эти люди и обеспечивают ему первые места после лидеров. Он стабильно на грани, но всегда немного снизу. Гриценко может исчезнуть из эфира, потом снова появиться, делать заявления, но что бы он ни делал – он стабильно первый непроходной. Иногда к нему относятся как к варианту голосовать «против всех».
С Вадимом Рабиновичем ситуация другая. Он взял часть электората Партии регионов, однако не ассоциируется ни с ней, ни с «Оппозиционным блоком». В общем, красиво, логично и правильно рассказывает, что власть плохая. Более того, он говорит именно то, что чувствуют люди. Никакой конструктивной программы у него нет, но он на этой риторике набирает свой результат – людей, которые хотят голосовать против власти. Таким образом, он – новое лицо в политике, говорит правильные вещи, и говорить умеет, в отличие от того же Бойко».
Несколько слов о главном!
Но самый главный вопрос, который интересует сейчас всех нас – кто же станет следующим президентом? Какие у кого на это есть шансы? Учитывая, что результаты последнего исследования показывают, что ситуация довольно шаткая. В частности, если бы выборы проходили сейчас, то действующий президент Петр Порошенко получил бы 16,1%, а лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко – 14,4%. И это при 40% еще не определившихся! Можно как угодно интерпретировать эти цифры, но для победы нужны 50% + 1 голос. То есть нужен еще один тур. Так почему социологи не прогнозируют разные варианты голосования за двух кандидатов, которые останутся?
Паниотто: «Дальнейшая борьба между Порошенко и Тимошенко? Это очень сильно зависит от ситуации в стране и от тех вещей, которые от Украины не очень зависят – как, например, будет решена проблема на Востоке. Большинство населения считает, что уровень бедности и уровень коррупции растут. Но наш мониторинг показывает, что уровень бедности вырос втрое в 2014-2015 годах, а уже в 2015-2016-м – остался стабильным. А сейчас заметны тенденции к его снижению — в сентябре этого года уровень бедности был ниже, чем в мае. Поэтому ситуация улучшается, это влияет на рейтинги. А что будет дальше – покажет время».
Николай Романюк / Укринформ