п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Зачем Трамп начал копировать Рейгана ЮНЕСКО – пробный шар администрации Дональда Трампа для старта реформ в ООН

Госдепартамент США объявил в четверг вечером о прекращении членства в ЮНЕСКО, учреждении ООН по вопросам образования, науки и культуры, которое в 1945 году Штаты помогли создать. Спикер Госдепа Хизер Науэр сообщила, что Вашингтон планирует оставаться членом агентства, расположенного в Париже, до конца следующего года, а затем намерен получить статус наблюдателя, чтобы сохранить возможность участвовать в дискуссии, продвигать свою позицию, но не голосовать. Впрочем, права голоса у США и Израиля нет с 2013 года, пишет Владислав Гирман для Деловой столицы.

Кстати об Израиле. По словам Науэр, легкомысленно к выходу в администрации не отнеслись, а причин пойти на такой шаг несколько. Подчиненная Рекса Тиллерсона указала, во-первых, на острую необходимость масштабного реформирования ЮНЕСКО, а во-вторых, на антиизраильские настроения в агентстве, выливающиеся в решения, которые в Иерусалиме встречают с раздражением и критикой. Ну, и собственно на то, что ЮНЕСКО продвигает интересы палестинцев, чем мешает попыткам тех же США перезапустить переговорный процесс между Израилем и Палестиной.

Американский постпред при ООН Никки Хейли, в свою очередь, заявила, что последней каплей для Вашингтона стало то, что древний город Хеврон (Западный берег) с его Пещерой еврейских патриархов признали палестинским объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Нонсенс, в общем.

Спустя пару часов после публикации заявления Госдепа, можно сказать, фактически синхронно, о выходе заявили и в Израиле. Премьер Биньямин Нетаньяху назвал решение Штатов «смелым и высоконравственным» шагом, а также поручил МИДу Израиля начинать подготовку к сдаче членского билета в ЮНЕСКО. Это не первый демарш Израиля, но ставший логическим итогом. В прошлом году Израиль заморозил любое сотрудничество с агентством из-за отрицания им связи евреев с Храмовой горой в Иерусалиме. Соответствующую резолюцию поддержали 24 страны из 58, среди которых была Россия, Катар и др. Катар упомянут не просто так, но об этом ниже. Поддержали же израильтян лишь Британия, Германия, Литва, Нидерланды, Штаты и Эстония. Остальные 26 стран отмолчались. В том числе и Украина.

Выборы в ЮНЕСКО

Вся эта история с выходом США и Израиля выпадает на если не сложный, то имеющий огромное значение для ЮНЕСКО период. Сейчас учреждение проходит через процесс выборов нового главы. Претендентов трое: Хамад бин Абдулазиз аль-Кавари (дипломат из Катара), Одри Азуле (экс-министр культуры Франции) и Мушира Хаттаб (экс-министр по вопросам семьи и общества Египта). Накануне прошел четвертый раунд голосования. И снова никто из них не смог набрать нужные 30 голосов, поэтому в пятницу пройдет еще один тур. В лидерах после того, как «срезались» аутсайдеры, аль-Кавари с 22 голосами. Но и Азуле с Хаттаб существенно нарастили поддержку – с 13 и 12 голосов соответственно во втором раунде поднялись до 18 каждая.

Кандидатура аль-Кавари, мягко говоря, вызывает беспокойство у Израиля и еврейских организаций. Например, Конференция президентов крупных американских еврейских организаций в среду подчеркнула, что кандидат от Катара спонсировал «вопиющие антисемитские проекты и программы». Аль-Кавари «не имеет права возглавлять институт, целью которого является укрепление связей между странами, содействие диалогу и взаимопониманию между различными культурами и религиями и защита наследия всех народов мира», — цитирует организацию The Times of Israel.

Скелеты в шкафу

Потому нет абсолютно никаких гарантий, что выборы искоренят антиизраильские настроения, возмущающие Белый дом, которые четко просматривались при еще действующей главе Ирине Боковой, дочери лидера Болгарской компартии Георгия Бокова, к слову, участника убийства известного журналиста Райко Алексиева, высмеивавшего Сталина. Да и сама Бокова – не белая и не пушистая. От нее тянется ниточка непосредственно в Россию – через экс-министра финансов Болгарии Пламена Орешарски и ее брата Филиппа Бокова к близкому Кремлю Сергею Станишеву, бывшему премьеру Болгарии и уроженцу Херсона

Далее. 4 сентября этого года было опубликовано расследование Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), журналистов The Guardian, которое поддержала Transparency International. В материале «Азербайджанский ландромат» говорится, что Бокова и ряд других европолитиков получили взятки из Баку. Так, Бокова четыре года назад провела фотовыставку «Азербайджан – пространство толерантности», а через три дня на счет ее мужа Калина Митрева, представителя Болгарии в Европейском банке реконструкции и развития с 2014 года, пришли 20 тысяч евро. Всего же за два года от азербайджанского предприятия Avuar Co. Митрев получил 425 тысяч евро. После публикации расследования, 7 сентября, прокуратура Софии открыла дело на мужа гендиректора ЮНЕСКО. И, конечно же, скандал отбросил тень на саму Бокову под занавес каденции.

По идее, восемь лет работы в такой известной структуре могли бы открыть еще больше перспектив для карьеры в будущем, но тут вот подозрение в коррупции, которое автоматически привлекает внимание к самой фигуре Боковой и ее деятельности. А в свете выхода США из ЮНЕСКО сразу вспоминается, что именно при ней администрация Барака Обамы в 2011 году решила больше не платить ежегодные взносы ($72 млн) после того, как Палестина стала полноправным членом ЮНЕСКО. Штаты в этом поддержали Канада, Израиль, Австралия и Польша.

В результате в ЮНЕСКО начался финансовый кризис, ведь только на США приходились более 20% бюджета агентства. Боковой были очень недовольны. Справедливости ради заметим, что ей удалось выкрутиться и с грехом пополам стабилизировать ситуацию. Это обеспечило ей второй срок. Сейчас ЮНЕСКО вновь подняло вопрос о погашении Вашингтоном задолженности, составляющей $543 млн, а в следующем году уже $600 млн. Только вот в США действует закон, запрещающий финансирование любого агентства ООН, которое предоставляет палестинцам статус государства.

Игра Трампа

Вот и получается, что Белый дом не только долги не выплатит, но и намеревается таким образом повлиять на ЮНЕСКО и ООН в целом. Трамп, между прочим, по сути продолжил начинания «ненавистного» Обамы, но скопировал все же Рональда Рейгана, с которым его частенько сравнивают. Президент-актер в 1984 году (и, к слову, об этом напомнила та же Хейли) аналогично вывел Штаты из ЮНЕСКО, заявив, что американские налогоплательщики «не должны больше платить за политику, враждебную нашим ценностям, и издеваться над справедливостью и здравым смыслом». А если без вычурности, то администрация Рейгана пошла на это, потому что считала агентство слишком подверженным влиянию Москвы и чрезмерно критичным по отношению к Израилю. Вернулись Штаты в ЮНЕСКО при Джордже Буше в 2002 году для пиара его администрации на международной площадке.

ЮНЕСКО давно является политическим инструментом. И сейчас в наибольшей со времен холодной войны степени стало  площадкой геополитической борьбы. Та же Россия очень хотела бы сохранить влияние в агентстве. И обиженный соседями Катар, давно заигрывающий с Ираном; и Египет, за который Москва борется с США, – выглядят приемлемо для этих целей. РФ нужен «удобный» гендиректор вроде Боковой.

А Трампу нужно достичь нескольких целей. Во-первых, анонсированного им реформирования всей Организации Объединенных Наций. Как заявила Никки Хейли, Штаты будут одинаково оценивать все агентства ООН. И ЮНЕСКО со всей очевидностью является пробным шаром Белого дома. Бросил Трамп его после встречи на «полях» 72-й сессии Генассамблеи с другими лидерами для обсуждения масштабных реформ в ООН.

Во-вторых, это защита интересов Израиля, который президент последовательно поддерживает. Израильская политика входит в приоритеты Трампа, потому на Ближнем Востоке регулярно десантируется его зять и советник Джаред Кушнер, выходец из богатой еврейской семьи Нью-Йорка. А нынешний президент США, как известно, больше всего доверяет родственникам или тем, с кем вел бизнес. В общем, это две ключевые цели, проистекающие из прекращения членства в ЮНЕСКО. Сопутствующей, своего рода бонусом, является снижение влияния России (привет, Рейган) в агентстве. А в будущем, вероятно, – и в ООН.



Поділіться цим