п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Доллар по осени считают. Сезонная «болезнь» гривны Ничего экстраординарного в осеннем колебании валютного курса в Украине нет – в «сырьевых» экономиках так всегда

Доллар в Украине в начале этого года стоил 27-28 грн/доллар, потом «спустился» до 25,5 грн/доллар, а уже с первых чисел сентября его цена начала плавное движение вверх. По состоянию на 8 сентября она преодолела рубеж 26 грн/доллар и, скорее всего, не остановится. Курс евро также повысился на 10-15 копеек и «перешагнул» психологическую отметку в 31 гривну.

Дороже евро и доллар стоили только в период пиковой девальвации гривны в апреле 2015 году (около 35 и 30 грн соответственно). Нынешнее повышение курса евро в Украине, в первую очередь, связано с подорожанием европейской валюты к доллару.

После того, как в феврале 2015 года Нацбанк перешел к гибкому курсообразованию на основе заявок межбанковского рынка, гривну преследует сезонная «болезнь». Каждое лето курс национальной валюты укрепляется (общий спрос на иностранную валюту падает), но как только наступает осень доллар с лихвой отвоевывает утраченные позиции (спрос повышается в связи с активизацией делового сезона). И такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока структура украинского экспорта будет оставаться преимущественно сырьевой.

Сегодня основу нашего экспорта составляет сельскохозяйственная продукция (зерновые и масличные культуры). Осень – время сбора урожая и, соответственно, роста объемов внешней торговли этими стратегическими товарами. В результате чего приток валюты в страну растет.

Но при этом осенью существенно растет и импорт. В частности, идет активная закупка энергоносителей перед началом отопительного сезона. Потребность в валюте возрастает, а государственный баланс валютных доходов и расходов, увы, не сходится. Импорт в Украине в последние годы хронически опережает экспорт, а их разница порой достигает 8% ВВП. И поэтому именно динамика экспортных поступлений служит причиной больших или меньших колебаний курса. Кроме, конечно, ситуативных факторов, к примеру переполоха на банковском рынке во время национализации Приватбанка или повышения социальных стандартов и т.п.

Правда в первом полугодии 2017 года платежный баланс почти сравнялся – экспорт составил $12,4 млрд, а импорт – $12,3 млрд. Если до конца года такая тенденция сохранится, то валютный курс не выйдет за рамки определенного показателя в госбюджете – около 28 грн/доллар.

НБУ традиционно никаких конкретных прогнозов не дает, напоминая, что в режиме плавающего курса, это невозможно, и вообще нецелесообразно. Об этом заявил заместитель председателя НБУ Дмитрий Сологуб в комментарии РБК-Украина.

«Прогнозы – это не цели. Мне даже смешно читать, когда пишут, что курс обязательно будет таким, какой заложен в госбюджет (27,8 грн/доллар). Если взять и проанализировать за десять лет курс, который был заложен в бюджет и какой получился по факту – он почти никогда не совпадал», – сказал он. (Не забываем, что в последние 10 лет Украина перманентно находится в кризисе, сначала из-за мирового финансового обвала, а с 2014-го года – из-за смены власти и внешней агрессии – ред.)

По словам чиновника, одним из факторов более-менее стабильной ситуации на валютном рынке в этом году стало улучшение внешней конъюнктуры, как по ценам, так и по спросу. Цены на пшеницу и кукурузу на мировых рынках почти не изменились, но мы смогли нарастить объемы экспорта этих культур. С металлургией обратная ситуация – объемы отечественного экспорта упали из-за блокады на Донбассе, но на металлопрокат мировые цены сильно выросли.

Итак, «заведение» валютной выручки в страну в период посевной и уборочной кампаний, удержание средств на счетах экспортеров до следующей посевной кампании, финансирование импорта продукции, начало и завершение бюджетных выплат, выплаты внешних долгов, выплаты дивидендов владельцам иностранных компаний – все эти процессы носят сезонный характер. Для нивелирования этих факторов в курсовом ценообразовании нужны структурные изменения экономики – снижение зависимости от импорта энергоносителей, экспорта металла, зерна и продуктов питания, а также развитие внутреннего рынка потребления.


Оксана Полищук / Укриформ
Поділіться цим