Главной интригой последних недель является судьба так называемого «антиколомойского» закона. Цена вопроса – $10 млрд от МВФ и других доноров. Эта сумма, кстати, уже заложена в госбюджет-2020 для финансирования его дефицита (соответствующие изменения внесены парламентом 13 апреля). Если этих денег не будет, нас ждут дефолт и гиперинфляция.
Напомним, что «антиколомойским» называют законопроект №2571-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования некоторых механизмов регулирования банковской деятельности». Он должен сделать невозможным возвращение Приватбанка прежним владельцам – Игорю Коломойскому и его партнерам. И это – одно из двух главных требований МВФ.
Второе главное требование – принятие закона об обороте сельхозземель – уже выполнено. Закон был принят во втором чтении и в целом в ночь с 30 на 31 марта. Затем 13 апреля парламент отклонил 13 проектов постановлений об отмене этого решения, после чего закон тут же был подписан спикером Дмитрием Разумковым и отправлен на подпись президенту Владимиру Зеленскому. Вожделенные $10 млрд стали на шаг ближе.
Антиколомойский закон был принят в первом чтении 30 марта, после чего нардепы, близкие к Коломойскому, предложили более 16 тыс. поправок. На их рассмотрение по стандартной процедуре, как оценил Разумков, ушло бы полгода. Но Зеленскому $10 млрд нужны уже сейчас.
Вечером 13 апреля он провел совещание с фракцией партии «Слуга народа». На этой встрече был сформулирован план, как переиграть Коломойского. Говоря на языке шахмат, как поставить ему мат в три хода. Первый ход должен быть сделан уже 16 апреля, второй – через неделю, а третий – в начале мая. Мы расскажем вкратце об этих трех ходах и заодно оценим их осуществимость.
Ход первый: изменения в регламенте
16 апреля будет проведено внеочередное заседание парламента с единственной целью — принять закон о внесении изменений в регламент Верховной Рады. Эти изменения нужны как раз для того, чтобы разблокировать принятие «антиколомойского» закона. Их формулировка еще уточняется, но об их сути уже сообщила замглавы фракции «слуг народа» Евгения Кравчук:
- в случае, если в законопроект вносится больше поправок, чем в нем есть пунктов, но не менее 500 поправок, он может рассматриваться по специальной процедуре;
- инициировать специальную процедуру может не менее 150 депутатов, которые обращаются с таким ходатайством к спикеру. А решение о рассмотрении по специальной процедуре может принять только парламент 226 голосами;
- специальная процедура означает, что каждая фракция и группа может настаивать на рассмотрении пяти поправок, а депутат – на рассмотрении одной неучтенной комитетом поправки;
- после этого профильному комитету дается два дня, чтобы подготовить новую сравнительную таблицу с поправками, на которых настаивают фракции, группы и депутаты;
- во время рассмотрения законопроекта на представление каждой поправки дается до двух минут.
Таким образом, отмечает Кравчук, права народных депутатов на законодательную инициативу не будут нарушены. Все поправки, даже если их 16 тыс., будут рассмотрены. Но не в сессионном зале, ибо это контрпродуктивно, а на комитете, который имеет для этого аналитику, экспертизу и в котором пропорционально представлены все фракции и группы.
Вопрос в том, сумеет ли и успеет ли парламент 16 апреля внести в свой регламент эти изменения. По словам Кравчук, вышеперечисленные предложения «скорее всего» будут включены в законопроект №1043 «О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины относительно противодействия злоупотреблениям прав народных депутатов в ходе законодательной процедуры», который был принят в первом чтении 10 сентября прошлого года.
Проблема в том, что этот путь может оказаться тупиковым. Дело в том, что 10 сентября законопроект №1043 получил поддержку только «слуг народа». А все остальные фракции и группы не дали за него ни одного голоса, поскольку их категорически не устраивают многие пункты этого проекта (фактически он превращает законодательный процесс в шоу одного актера — фракции «слуг народа»). Но сейчас он без поддержки других фракций и групп не наберет 226 голосов, ведь категорически против него будут также и нардепы, близкие к Коломойскому.
Чтобы получить результативное голосование, Зеленскому и Разумкову нужно договориться с «Евросолидарностью» и «Голосом», что 16 апреля в процессе второго чтения будут одобрены только те пункты законопроекта №1043, которые устраивают эти фракции. Возможен и иной путь – оформить изменения в регламент, о которых рассказала Кравчук, в виде отдельного законопроекта и 16 апреля принять его сразу в первом чтении и в целом (тогда никто не успеет предложить к нему много тысяч поправок и таким образом заблокировать его принятие, как это удалось с «антиколомойским» законом).
Ход второй: защита изменений в регламенте
Но допустим, что 16 апреля тем или иным путем закон о внесении изменений в регламент все же будет принят. Тогда можно ожидать, что его заблокируют нардепы, близкие к Коломойскому, внеся множество проектов постановлений об отмене, как ранее был заблокирован закон об обороте сельхозземель.
В таком случае придется созвать новое внеочередное заседание парламента и на нем отклонить эти проекты постановлений. После этого Разумков наконец сможет подписать закон о внесении изменений в регламент и направить его на подпись Зеленскому.
Как констатировал лидер партии «Слуга народа» Александр Корниенко, это заседание можно будет провести через неделю после 16 апреля. «Нам нужна будет неделя, чтобы разблокировать, – сказал он. – Фактически после Пасхи мы сможем разблокировать и подписать законопроект о регламенте».
Внесение множества проектов постановлений об отмене принятого закона не даст Коломойскому ничего, кроме недельной задержки во времени. Но не исключено, что он (при помощи персонажей типа Андрея Портнова) постарается использовать эту неделю для того, чтобы максимально поссорить «Слугу народа» с «Евросолидарностью» и «Голосом» и сделать невозможным какое-либо их сотрудничество. Иными словами, будет неудивительно, если именно в ближайшие дни ГБР вдруг захочет посадить в СИЗО Петра Порошенко и десяток видных активистов Майдана.
Ход третий: принятие «антиколомойского закона»
Как только закон о внесении изменений в регламент будет подписан Зеленским и вступит в силу, эпицентр событий переместится в профильный комитет (по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики). Он должен будет по-быстрому решить судьбу более чем 16 тыс. поправок.
По словам Корниенко, профильный комитет сможет рассматривать поправки по процедуре постатейного рассмотрения, когда рассматривается каждая статья и голосуется независимо от количества поправок к ней, а всем инициаторам поправок дается определенное время на аргументацию, например по две минуты. По предварительным подсчетам, говорит Корниенко, комитету понадобится приблизительно семь рабочих дней, чтобы рассмотреть поправки в постатейном режиме.
И тогда «на следующей неделе после Пасхи или в начале мая мы можем переходить к сокращенному рассмотрению законопроекта о банках», – спрогнозировал Корниенко. Он подчеркнул, что если Рада примет изменения в регламент, то в зале заседаний «все будет быстро».
В первом чтении «антиколомойский» закон был поддержан, напомним, 267 нардепами. Кнопку «за» нажали 198 «слуг народа», 25 членов фракции «Евросолидарности», 17 членов фракции «Голоса», 15 нардепов из группы «Доверие», 10 внефракционных (в т. ч. Разумков и его первый зам Стефанчук) и два нардепа из группы «За будущее».
Можно предположить, что Коломойский в союзе с коронавирусом выбьет из рядов нардепов, поддерживающих этот закон, еще нескольких «слуг народа». Однако этого не хватит, чтобы провалить закон (если не удастся перевести взаимоотношения между «Слугой народа» и «Евросолидарностью» в состояние войны).
Поэтому можно ожидать, что Коломойский максимально постарается, чтобы проект не дошел до голосования в парламенте. Для этого достаточно заблокировать работу профильного комитета, чтобы он не смог принять никаких решений. Если это случится, конечно, возникнут подозрения о негласной договоренности Коломойского и Зеленского. Но даже если Зеленский будет уверять, что он тут ни при чем, МВФ денег все равно не даст.
Юрий Вишневский / Деловая столица