Все те, кто критиковал правительство Алексея Гончарука за нерешительность и полное отсутствие собственной инициативы, теперь могут быть пристыжены. Поскольку на вчерашней пресс-конференции министр энергетики Алексей Оржель просто-таки фонтанировал инициативами.
Он не только пообещал провести полную смену руководителей стратегических предприятий с «Нафтогазом» и «Укрэнерго» включительно, и достойно поговорить с россиянами о транзите уже 5 декабря. Он еще и указал всем без исключения лидерам «нормандской» четверки на тот факт, что «решать экономические вопросы на нормандской встрече не совсем правильно». А и правда – почему они вмешиваются? Вот компетентный чиновник, который восемь лет проработал на разных должностях в Национальном регуляторе в сфере энергетики», возьмет и договорится с «Газпромом». Волноваться нечего – ни Зеленскому, ни Меркель, ни даже Путину.
А если серьезно, то для всех наблюдателей, в общем, понятно, что переговоры представителей «Нафтогаза» и Минэнерго с российской стороной – это своеобразная дипломатическая декорация. Поскольку решение об условиях транзита однозначно будут приниматься не в кабинетах украинского Минэнерго.
Настоящей целью министра Оржеля, на данный момент, кажется, является все-таки смена руководства стратегических предприятий, а не прорыв в переговорах с «Газпромом».
Но, несмотря на наличие монолитной команды, поддержки как на Грушевского, так и на Банковой, У Оржеля могут возникнуть определенные проблемы.
Для начала – «Нафтогаз Украины» находится в подчинение не у Минэнерго – а напрямую Кабмину. Можно, конечно, предположить, что Оржель формулирует общую волю правительства. Но «Нафтогаз» прошел корпоратизацию. И не то что какой-то министр – а даже премьер не имеет права увольнять и назначать руководителя компании без согласия с ее наблюдательным советом. Где позиции Коболева достаточно прочны.
Конечно, можно анонсировать его отставку перед журналистами. Можно не включить его в состав делегации для поездки в Париж. Но взять и одним росчерком пера заменить Коболева у Оржеля не получится.
И, казалось бы, руководителя «Нафтогаза» с его «более чем семью цифрами до запятой» в зарплатной ведомости, чисто по-человечески не хочется защищать никому.
Но с точки зрения банальной логики, момент для атаки на него «молодые реформаторы» обольщенные блеском его «хлебного места» и возможностями поставить туда кого-то морально ближе к нынешней власти, выбрали крайне скверный.
Поскольку отставка Коболева даже в случае его полного согласия усложнит бюрократические формальности между «Нафтогазом» и недосозданным пока что на практике оператором украинской ГТС. А если Коболев уйдет в глухую судебную оборону – а он, вполне вероятно, именно это и сделает, не поддавшись давлению людей Зеленского, то накануне переговоров с Путиным, и вероятного подписания газового контракта, Украина рискует получить двух руководителей «Нафтогаза». Один из которых уже будет вроде как отставленный, но из-за рассмотрения дел в судах различных инстанций, – отставленный не до конца. Зато другой, поставленный «слугами» руководитель, соответственно, тоже не будет иметь полной легитимности.
Чем, можно не сомневаться, обязательно воспользуется российская сторона. Заявив, что Украина может сколько угодно требовать контракта по нормам энергетической директивы ЕС, но до момента четкого определения, кто именно управляет «Нафтогазом», подписание такого документа является банально невозможным.
Поэтому, несмотря на все рвение молодого министра, ему, вероятно, стоит обратить внимание на судьбу своего американского коллеги, Рика Перри. Который в свое время также, похоже, хотел «снять Коболева». И, в результате, сам оказался в отставке.
Тем более, что и самому Коболеву осталось всего несколько месяцев, в течение которых и закончится его контракт. Вот тогда можно будет и поинтересоваться законностью его «космических» зарплат.
А пока молодой команде желательно было бы немного притормозить реализацию своих мечтаний. Как бы не хотелось Оржелю «договориться с «Газпромом» и выторговать для своего патрона скидку за прямые поставки газа из России. Пусть и ценой судебных побед, одержанных не им и не для него.
Тарас Паньо / Depo.ua